ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОВА

Критика/Публицистика Опубликовано 23.01.2016 - 21:26 Автор: ДАРИН Дмитрий

Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени.

Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

(Сайт Третьяковской галереи)

Это неоспоримое представление одного из самых значимых живописцев русской школы и русской истории - не формальное предисловие к юбилейной экспозиции Валентина Серова в Третьяковской галерее, но и призыв ко всем русскочувствующим людям взглянуть на наиболее полное собрание работ художника за почти последние четверть века. Такие очереди видел разве что Мавзолей В.И.Ленина, но в Мавзолей стояли в свое время хоть и долго, но смирно. Сейчас дисциплина в народе не та, Третьяковку брали практически штурмом. Хорошо, что сломали дверь, а не кому-нибудь рёбра. «Похищение Европы», портреты царствующих и именитых особ и, конечно же, русская Джоконда – «Девочка с персиками» как высшее искусство могли бы потребовать и высших жертв.  К сожалению, именно этот аспект стал определяющим в комментариях некоторых либеральных СМИ, не скрывавших досады по поводу того, что наш народ может чем-то жертвовать во имя ценностей, а не ценников. Многочасовые очереди на морозе, отогреваемые кашей из полевых кухонь и в палатках МЧС, - взглянуть на родное искусство, а не на вымышленные западными галеристами бездарные и навязываемые «художественные ценности», ломание дверей в картинную галерею, а не в супермаркет с дешевой распродажей, преданность русской художественной идее, а не потребительскому бюргерству. Кто-то из «раздосадованных» либерунов, окрестив выставку «скандальной», сравнил «лицо искусства» с «лицом, расплющенным о стекло входной двери», подразумевая ажиотаж и давку, но с явной завистью – никакому музею Гуггенхайма такое и не снилось! 400 тысяч человек и нет конца желающим – выставку пришлось продлевать на неделю! А какие отзывы оставляют люди:

«…На что обратить внимание на выставке. Я бы, конечно, посоветовала обратить внимание на полотна, которые к нам приехали из зарубежных или региональных музеев: портрет армянской красавицы Марии Акимовой из Национальной галереи Армении, уже упомянутый мной портрет княгини Юсуповой из Нижнего Новгорода, портрет Марии Львовой (Симонович, той самой «девушки, освещенной солнцем») из музея Д'Орсэ.

Очень хороший аудиогид подготовили организаторы. Про очень многие картины (больше половины, наверное) есть интересный рассказ. С аудиогидом экскурсия по выставке займет около 2,5 часов. Фотографировать на выставке нельзя, но посетителей так много, что следить за этим никто не успевает.

Общее впечатление: Замечательная выставка. Так много о русском человеке еще ни один художник не рассказывал»

 

«Выставку Валентина Серова ждала много лет.

И вот осенью, приуроченная к стопятидесятилетию со дня рождения художника, она открылась в залах Третьяковской галереи. Несколько раз я приходила на Крымский вал, но видя огромные очереди, откладывала посещение, надеясь, что народ схлынет, и появится возможность побыть с Серовом наедине. Куда уж там!

Дождалась посленовогодних морозов. С радостью бежала по Крымскому мосту к Московскому дому художников, где находятся залы Третьяковки, посвященные современному искусству.

Думала, что новогодние праздники утомят зрителей. Как же! Двухчасовую очередь при минус пятнадцать пришлось отстоять. Конечно, надо было купить билет в интернете. Таким сообразительным досталось очередь покороче. Их пускали небольшими партиями отдельно, они мерзли всего минут сорок.

Общее впечатление: Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное. В. Серов»

«А теперь в залах, куда надо подняться по лестнице вас встретят картины автора. Начало экспозиции - это самые известные работы, то прибыли в город не только из других музеев (Москвы), но и населенных пунктов страны и иных стран. Не обошлось и без знаменитой картины «Девочки с персиками» (Мамонтова её фамилия). Есть возможность ознакомится с пейзажами и портретами знаменитых людей его кисти.

В других помещениях находятся наброски автора (карандаш, уголь и др.), образцы работ для театра, естественно книги и документы о жизни и так же выставках, что прошли при его жизни и нет. Чуть не забыла биографию художника можно проесть на стенах места проведения выставки.

Общий результат я не зря потратила время выходного дня, а также деньги. Да идти стоит всё же в будний день.

Общее впечатление: Прекрасно проведете время в обзоре картин»

 

Всякий народ жив, пока живо его искусство. А искусство живо в двух ипостасях – памяти и интересе. И сейчас, в отношении одного из самых известных русских художников обе ипостаси проявились в полной мере – мере народной любви во всех ее оттенках. Всех оттенках не серого, а, по Серову - «отрадного»!

2016

Блог Дмитрия ДАРИНА

Дмитрий ДАРИН на ЮТЬЮБЕ

Vote up!
Vote down!

Баллы: 3

You voted ‘up’

Комментарии


На эту небольшую статью сложно написать уравновешенный отзыв..Конечно, двери ломать нельзя,то-сё..Но ё-мое- гордость распирает!! Ведь и точно- "ломание дверей в картинную галерею, а не в супермаркет с дешевой распродажей." Отрадно! Русскому народу жить вечно! Лучше Автора статьи не сказать.Солидарна с каждым словом!

Нынешний ажиотаж вокруг Серова - работа для психиатров.

Дмитрий. мне интересна живопись. Если писать стихи о прошлой жизни, то лучше всего прибегать к картинам известных мастеров. Живопись дает увидеть Только печально т, что людям интерны одни лишь картины Серова. А ведь у нас много достойных мастеров. К примеру: Игорь Грабарь, Александр Герасимов. Помните "Сирень", "Мокрая терраска". Почему эти авторы не вызывают ажиотажа? Благодарю Вас: Василий Замятин.
наверх