"Он видит свет, другим не откровенный"

Литература Опубликовано 27.02.2020 - 00:01 Автор: Ева Рубич

Евгений Абрамович Баратынский  родился в семье генерал-адьютанта, владельца поместья в одном из сел Кирсановского уезда. Приближенность родителей к императорскому двору позволила дать мальчику превосходное интеллектуальное и эстетическое воспитание.

 

Мальчик с раннего детства владел иностранными языками. Французский был принят в доме Баратынских, в 8-летнем возрасте Женя свободно на нем общался. Итальянский познал благодаря своему дяде – итальянцу Боргезе, а немецкий изучал в частном пансионе Петербурга, куда родители отдали его в 1808 году.

 

В 1812 году двенадцатилетний Баратынский поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион, откуда практически сразу его переводят в Пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог, так как был исключен за серьезный проступок. Сам поэт счел наказание слишком строгим, ведь помимо исключения, его последствия крайне негативно сказались на его дальнейшей карьере. Эта юношеская трагедия отпечаталась на всем его творчестве – все его поэтические опусы пронизаны грустью и меланхолией. Первые пробы пера, дошедшие до нас, датируются 1817 годом.

 

1819 год – начало военной службы в звании рядового лейб-гвардии Егерского полка. Огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу начинающего литератора оказало знакомство с поэтом бароном Дельвигом. Общение с Пушкиным, Кюхельбеккером, поэтические вечера в салоне Пономаревой, литературные кружки Плетнева и Жуковского позволили поэту настолько овладеть поэтической техникой, что он занял достойное место среди известных поэтов-романтиков.

 

В начале 1820 года Баратынскому было присвоено звание унтер-офицера и его полк отправляется на службу в Финляндию. Суровая красота финских пейзажей и уединенный образ жизни повлияли на характер поэзии – она приобрела удивительный сосредоточенно-элегический характер («Финляндия», «Водопад», первая поэма «Эда»). В период службы в Финляндии стихотворения Баратынского печатаются в альманахе «Полярная звезда», созданном декабристами Бестужевым и Рылеевым.

 

В 1824 году, благодаря ходатайству друга – адьютанта генерал-губернатора Финляндии Путяты, Баратынский переводится в штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе. Там он находит свою любовь – пылкая страсть к жене генерала Анастасии приносит поэту множество мучительных переживаний. Образ возлюбленной неоднократно отражается в творчестве талантливого молодого литератора (поэма «Бал», стихотворения «Мне с упоением заметным», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Фея», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…»).

 

Осенью 1825 года, получив весть о болезни матери, Баратынский отправляется в Москву, где через год, благодаря влиянию Дениса Давыдова, выходит в отставку. Так заканчивается военная карьера талантливого и перспективного молодого поэта.

 

 

Женитьба на дочери генерал-майора Анастасии Энгельгардт (они обвенчались летом 1826 года) принесла Баратынскому материальное благополучие и укрепила в московском свете его весьма шаткое положение. В этом же году были изданы поэмы «Эда» и «Пиры» - с этого момента к поэту пришла настоящая известность.

 

«Последняя смерть»

Отрывок. Начало

Есть бытие; но именем каким

Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;

Меж них оно, и в человеке им

С безумием граничит разуменье.

Он в полноте понятья своего,

А между тем, как волны, на него,

Одни других мятежней, своенравней,

Видения бегут со всех сторон,

Как будто бы своей отчизны давней

Стихийному смятенью отдан он;

Но иногда, мечтой воспламененный,

Он видит свет, другим не откровенный.

 

Изданный в 1827 году первый сборник лирических стихотворений подытожил первую половину творческого пути талантливого литератора. Продолжая развитие жанра поэмы («Бал» (1828), «Наложница» (1831)), Баратынский достиг непревзойденного мастерства формы и изящной легкости литературного слога.

 

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет

Ее лица необщим выраженьем,

Ее речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой

                                                     1829

 

В это время поэт поступает на гражданскую службу, но вскоре все же решает посвятить себя исключительно литературному творчеству. В это время  Баратынский активно участвует в литературной жизни столицы – его сочинения публикуются в альманахе Дельвига «Северные цветы» и журнале Полевого «Московский телеграф», он тесно общается с князем Вяземским и кружком известных столичных литераторов (И. Кириевским, А. Хомяковым, Н. Языковым).

В 1831 году Баратынский готовится сотрудничать с журналом «Европеец», который был основан И. Кириевским, но вскоре после открытия журнал был запрещен.

 

В 1832 году Евгений Баратынский написал стихотворение «Весна». С неповторимой трепетностью и нежностью автор передает всю необыкновенность прихода весны. Природа под пером Баратынского словно оживает, дышит и поет.

 

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

 

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

 

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

 

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

 

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

 

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

 

Зачем так радует ее

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?

 

Что нужды! счастлив, кто на нем

Забвенье мысли пьет,

Кого далёко от нее

Он, дивный, унесет!

 

Поэзия Баратынского 30-х годов обретает торжественно-скорбный риторический облик, он периодически обращается к архаизмам, лирическая составляющая занимает все менее значительное место в творчестве поэта.

 

Век шествует путём своим железным;

в сердцах корысть, и общая мечта

час от часу насущным и полезным

отчётливей, бесстыдней занята.

 

Исчезнули при свете просвещенья

поэзии ребяческие сны,

и не о ней хлопочут поколенья,

промышленным заботам преданы.

1935

 

1837 год ознаменовался полным разочарованием в российской современной действительности. Баратынский всерьез задумывается об отъезде за границу.

 

В 1839 году Баратынский познакомился с Лермонтовым Михаилом Юрьевичем.  В Москве сошелся с такими писателями, как Н. Ф. Павлов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, С. А. Соболевский. Итогом первого периода творчества Евгения Баратынского стало опубликованное в 1827 году собрание его стихотворений.

 

В 1842 году выходит последний, самый сильный и новаторский сборник стихотворений «Сумерки». Этот цикл отличается композиционной выстроенностью – все стихотворения представляют собой единое поэтическое повествование. Сборник был раскритикован Белинским - это привело к тяжелым моральным последствиям для тонкой ранимой души литератора.

 

В 1843 году чета Баратынских с тремя старшими детьми (их всего было 9) отправляется в путешествие по Европе. Проехав через всю Германию, семья останавливается во Франции, где Баратынский знакомится с выдающимися представителями французской литературной жизни того времени – Мериме, Тьерри, Ламартином, Альфредом де Виньи. Несмотря на столь интересные встречи, Европа все же разочаровала поэта. Весной 1844 года Баратынские морем переезжают в Италию. Во время переезда поэт пишет свое последнее стихотворение «Пироскаф». В Неаполе с супругой Баратынского Анастасией случился тяжелый нервный припадок, это ухудшило состояние Евгения Абрамовича, страдавшего интенсивными головными болями и 29 июня (ст. стиль)1844 года поэт скоропостижно умирает. Посмертное издание сочинений Баратынского было осуществлено его сыновьями в 1869, 1883 и 1884 годах.

 

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

 

     Поэты пушкинской поры,

     ребята светские, страдальцы,

     пока старательны пиры,

     романы русские стандартны

 

     летят, как лист календаря,

     и как стаканы недопиты,

     как жизни после декабря

     так одинаково разбиты.

 

     Шуми, шуми, Балтийский лед,

     неси помещиков обратно.

     Печален, Господи, их взлет,

     паденье, кажется, печатно.

 

     Ох, каламбур. Календари

     все липнут к сердцу понемногу,

     и смерть от родины вдали

     приходит. Значит, слава Богу,

 

     что ради выкрика в толпе

     минувших лет, минувшей страсти

     умолкла песня о себе

     за треть столетия.

     Но разве

 

     о том заботились, любя,

     о том пеклись вы, ненавидя?

     О нет, вы помнили себя

     и поздно поняли, что выйдет

 

     на медальоне новых лет

     на фоне общего портрета,

     но звонких уст поныне нет

     на фотографиях столетья.

 

     И та свобода хороша,

     и той стесненности вы рады!

     Смотри, как видела душа

     одни великие утраты.

 

     Ну, вот и кончились года,

     затем и прожитые вами,

     чтоб наши чувства иногда

     мы звали вашими словами.

 

     Поэты пушкинской поры,

     любимцы горестной столицы,

     вот ваши светские дары,

     ребята мертвые, счастливцы.

 

     Вы уезжали за моря,

     вы забывали про дуэли,

     вы столько чувствовали зря,

     что умирали, как умели.

 

 

 

Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх