СОЛО НА ДРОВАХ

Нет, сейчас не про партию в преферанс на поленнице. Поленнице можно найти более культурное применение. Например, сыграть на ней. Почему нет? Представьте картину: выходит мужичок с вязанкой дров, раскладывает их и начинает на них наяривать (иначе не выразишься) плясовую. Классическое скоморошество! 

Поющее дерево

Дрова – самый что ни на есть русский ксилофон. Если буквально переводить с греческого, то так и получится: ксило – «дерево», фон – звук. «Деревозвук» или что-то вроде.  Очень интересный инструмент из подручных материалов.

Деревянным корпусом инструмента трудно удивить – струнные, ударные, гармоники и т.п., - всем им помогает звучать деревянный резонатор. Но дерево не только помогает звучать, но и само способно издавать музыкальные звуки разнообразной высоты. Главное – правильно приложить руки.

Как это выглядит? А так и выглядит – портативная поленница, точнее, набор деревянных брусков – полениц, или, вариант более брутальный, поленьев. Эдакие полукруглые, скрепленный веревкой. Собственно, все. Хитрость в том, что с плоской стороны выделываются желоба, которые играют роль резонирующей полости, и чем такая полость глубже, тем ниже звук. Встречались описания дров, в которых брусочки заменяли скалки, но это скорее исключение.

Сборка поющей поленницы

Классическая сборка музыкальной дровницы производится из толстой веревки и «дров» отменно сухого и достаточно долго выдержанного дерева твердых пород (например, ель, клен и, само собой, береза). Самое крупное полено, или, если угодно, клавиша, представляет собой брусок примерно 70-80 см длиной, 10 шириной и толщиной примерно 3 см. С лица брусочки обрабатывают – в зависимости от размера используют рубанок или же нож, - только поверхность должна быть не совершенно плоской, а несколько выпуклой. Боковые стороны традиционно оставляют нетронутыми (честным дровам ни к чему полировка). А вот нижняя часть, которая будет играть роль резонатора, требует особого внимания.

Тонкая настройка

Легко настроить гитару, труднее – скрипку, фортепиано… а как настроить дерево?

Нижняя часть поленец должна быть вогнутой, и настройка производится путем углубления. Причем поленца нарезаются с запасом, поскольку в процессе настройки легко вообще спилить их.

Раскладывается на столе веревка наподобие каната, с помощью которой вся вязанка «дров» будет перемещаться, причем в оригинальной конструкции требуется, чтобы поленца лежали свободно, будучи не закрепленными, поскольку закрепленные звучать не будут.

Сама веревка проходит не под концами клавиш-поленец, а под 1/3 от длины каждой. Но это условность: надо пробовать, варьировать положение веревки и оценивать, в каком положении звук будет ближе к идеальному – сильному, полному, чистому.

Настройка по нотам осуществляется по следующим правилам:

  • глубже выемка - ниже звук;
  • короче брусок – звук выше.

Работа кропотливая и аккуратная, требующая тонкого слуха и постоянных проб.

Молоточки используют как от классического, покупного ксилофона.

Мокрушинская «Задоринка»

В селе Мокруша (Каннский р-н, Красноярский край), как и положено, все плохо – работы нет, колхозов нет, со связью перебои. Зато с руками и творчеством все в полном порядке. На весь интернет гремит теперь Мокрушенский ДК и шумовой коллектив «Задоринка». Стараниями руководителя – Анны Батиной, - девочки с ложками, трещотками и дровами просто взорвали «Ютьюб».

А началось с того, что некого было выставить на творческий номер на смотр самодеятельности, тогда и директор ДК предложила создать временный шумовой оркестр с деревянными ложками – который победил сперва в райцентре, а потом и на краевом фестивале.

Единственные в районе дрова для «Задоринки» сделал Игорь Петелин, творец из села Шалинское. Основная его специальность – электрик, а в свободное время он строит гусли, колесные лиры, ложки для девочек из ансамбля. (Покупные ложки не годятся – разделаются после первого же номера). Дрова тоже он сделал – как положено, из березы, тонко подстраивая желобки с тем, чтобы они строго соответствовали звукоряду. Ни в Канском районе, ни еще где бы то ни было второго такого же инструмента нет – ведь каждый мастер договаривается с деревом по-своему.

Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх