Про него известно до странного мало, но сказки Владимира Одоевского с избытком достаточно, чтобы по коже прошелся мороз. Всезнающая Википедия и иже с нею определяют игошу как некое фольклорный образ, некто невидимый, но точно известно, что этот некто не имеет ни рук, ни ног и ведет антиобщественный образ жизни, а именно – старательно пакостит домочадцам. По официальной версии - дух умершего ребенка-инвалида, родившегося «без ручек, без ножек - в чем душа».
Владимир Даль говорит о некоем существе, безруком и безногом, а «более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память». Кое-что роднит его с домовым, а именно: мстительность. Чтобы задеть самолюбие этой нечестии, много не надо, достаточно просто не оставить на ночь кусок хлеба. Сказка «Игоша» («Пестрые сказки», вышедшие в 1833 году) тоже не дает полного игошиного портрета (мстительность и пакостный характер – не в счет), недаром Белинский признавал, что ему в этом произведении «все непонятно». При прочтении выявляется черта, роднящая игошу с домовым – пакостник в нем просыпается, если «поп лишнего благословенья при отпуске в церковь не даст».Домовой, как известно, не боится ни креста, ни святых образов, и не имеет ничего против того, чтобы проживать в доме православных. Более того, игоша Одоевского «к попу под благословенье подходит».
Но несмотря на это, из сказки видно, что игоша взрослым не является. Повествование ведется от первого лица, причем от лица рассказчика-ребенка, как воспоминание детских лет. В ткани повествования игоша не появляется одновременно со взрослыми:
«едва я остался один, как игоша явился ко мне»;
«игоша для батюшки был невидим»,
так что при всем желании не доказать свою невиновность, тем более что этот пакостник творит свои ковы тогда, когда взрослый не смотрит:
«только батюшка отвернётся, а он меня головой толк да толк в спину, и я очутюсь на ковре с игрушками посредине комнаты; батюшка увидит, я опять в угол; отворотится, а игоша снова меня толкнёт».
С одной стороны, очевидно, что взрослые игошу не видят. С другой – всегда есть на кого свалить, но в таком случае необходимо допущение, что это уже не детское чистое, наивное сознание, а самое что ни на есть уже взрослое, с элементами лицемерия, лжи и прочих прелестей. Состояние «младенческой души» Владимир Одоевский называет «полусонным», от которого взрослый пробуждается…
Можно предположить, что это не детский домовой, а скорее подростковый. Так, он способен к лидерству, способен толкать на странные поступки и девиантное поведение. Так, желая угодить игоше, мальчик швыряет в окно чужие вещи. Бесспорно, это народный обычай, тот самый, который описал Владимир Даль, но выкидывает-то нянюшкино имущество живой ребенок, а не игоша, да еще и приговаривая: «Вот тебе, игоша».
А как насчет ломающегося голоска. Ведь игоша говорит то пискляво, то густым басом – исследователи Одоевского склонны объяснять этот феномен любовью писателя соединять несоединимое, но в то же время напрашивается параллель с вполне житейской ситуацией: более взрослый подросток (а в сказке – уже даже и погибший, пусть и не по своей воле) толкает младшего товарища на скользкий путь. Примечательно, что игоша появляется в доме рассказчика от извозного двора, и там, судя по рассказам извозчиков, он даже в церковь ходит, и ведет себя в компании взрослых вполне достойно, разве что психанет по-детски, с голоду (хлебушка не оставили).
Маленький пакостник, сочетающий в себе черты ребенка и вполне взрослого, склоняющий своего младшего товарища на антиобщественные и порой опасные поступки, со смирением принимающий порицание (а то и наказание) от авторитетных для него взрослых. Имеет физиологические особенности, например, пропеллер на спине.
Знакомый портрет, не так ли?
Владимир Одоевский – исключительный прозорливец, пророк, чьи видения или материализуются, или находятся в процессе материализации, - примечателен к тому же и тем, что его сюжеты и идеи современников не интересуют, а спустя века реализуются с большим успехом. У современников сказка про игошу не имела никакого успеха. Не один Белинский не понял ее. Зато спустя много лет история про Малыша и Карлсона вошла в золотую библиотеку мировой детской литературы. Что ж, каждому свое – кому шведские крыши, кому игоша за печкой. Сказка пусть остается сказкой, пробуждающей спящее сознание.