ПУЗАТЫЕ МЕДАЛИСТЫ

В детстве было крайне любопытно рассматривать медальки на самоваре – сам такой пузатенький, теплый, а медальки – выпуклые, интересные и невнятные. Никак не поймешь, что бы это значило.

Медали, или, по-другому, клейма – это показатель подлинности, аутентичности вещи, ее высокого качества и несомненной ценности. На медали прежде всего смотрят ценители и коллекционеры, но и людям, волею случая ставших почетными самоваровладельцами или же получившие это сокровище по наследству от предков, будет нелишним знать, о чем говорят самоварные медали.

Все самое главное

Медаль – это краткий паспорт изделия: кто произвел, на какой фабрике изготовлено, год выпуска. Искать медальки надо на самом самоваре, его поддоне или же на крышке. Не переживайте, если клеймо окажется несколько стертым, это не брак. Технология нанесения клейма была такова, что глубоким оно и не должно было быть. А если самовар чистили, как положено, песочком, то часть клейма неизбежно должна была пропадать. Так что и потертая медаль – очень почетный признак. Конечно, недобросовестные производители были и 100 лет, но до революции к этому относились серьезно, за нанесение чужих медалей можно было бы получить страдания в царских застенках. И потому обнаружить фальшивые медали проще всего на постреволюционных изделиях.

Наличие множества медалек не должно приводить в восторг - это показатель лишь того, что самовар произведен относительно недавно. О более ранних сроках изготовления свидетельствует меньшее количество клейм.

Клеймо с именем мастера

Производство самоваров всегда было почетнейшим ремеслом, но далеко не все мастеровые и ремесленники достигали в этом медальных высот. Ну, а если достигали, то с заслуженной гордостью проставляли на своем пузатом творении собственную медальку со своим честным трудовым именем, которым он ручался за его качество и подлинность. Это достаточно большая редкость – обнаружить самовар с клеймом мастера, а не завода, фабрики, артели. И потому внимательно присмотритесь, нет ли под именем мастера, выбитым крупными буквами, маленькой приписки – «правопреемник», «наследник».

Фабричные медали

Оставим в стороне самовары, клейменные медалями артели имени 8-го марта. Больше всего антикварщики предлагают, как показывает изучение форумов и объявлений, за творения Тейле, Кача, Фраже, Норблина, Плевкевича, иной раз сюда же попадают изделия фабрики Ионы Кузнецова. Наиболее распространенными в царской России были баташевские самовары (но считать такой самоварчик ширпотребом – большая ошибка, о чем будет сказано чуть ниже). В цене также самовары с медалями фабрик Дубининых, Кондратьевых, Севрюгина и Лисициных. Причем у них есть как массовый товар, так и выставочные, коллекционные модели, особенно если говорить о фабриках Баташева, Телье и Лисициных.

Медали с выставок

Тут надо понимать, что выставка выставке рознь. Эти мероприятия были не менее популярны, нежели сейчас, причем своя международная ярмарка была чуть ли ни в каждой веси. И потому надо различать, что за медаль отпечатана на самоварном боку? Одно дело – губернская ежегодная, и совсем другое – всероссийская, с царским профилем. Легко догадаться, что «Брон.» и «Зол.» означает достоинство соответствующей медали. 

На международные мероприятия попадали по-настоящему ценные, уникальные творения, прошедшие строгие контрольные процедуры, во время которых оценивались не только качество изделия, но и художественные достоинства. И потому золотая медаль парижской выставки на самоваре, выставленном на обочине дороги доморощенным антикваром – просто попытка поднавариться на неосведомленности сытых горожан. Лучше честный тульский самовар без медалей, чем вечнотекущий медалист, не так ли? 

Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх