Палехские мотивы

Промыслы и ремесла Опубликовано 05.12.2019 - 10:43 Автор: Ева Рубич

Мотивы палехских композиций – это сюжеты песен и былин, фольклорных и авторских сказок, изображение традиций и обычаев русского народа. Современный Палех считается одним из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, который отличается особой тонкостью художественных приемов.

В XVI - XVII веках Палех стал центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. В основу стиля палехской иконописи были положены традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV - XVI веков, сильным было влияние и новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с применением темперных красок, золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.     

Многие иконы создавались также под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы (так называемое "фряжское" письмо).

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и других.

В начале 20 века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок. А с 1920 года палешане занялись росписью деревянных изделий.

Палехскими иконами восхищались Николай НекрасовНиколай ЛесковАнтон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь»..

5 декабря 1924 года несколько художников объединились в "Артель древней живописи". Решение трудиться вместе приняли семеро художников - шесть палешан и москвич, сын палехского иконописца Иван Иванович Голиков. Он был и инициатором объединения, и первым предложил коллегам работать по выпуску шкатулок с лаковыми миниатюрами в традициях средневековых владимиро-суздальских иконописцев. Вскоре здесь появились и первые ученики. Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников  https://b1.culture.ru/c/616713.jpg

В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 году преобразовали в художественный техникум. В следующем году он был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Программу преподавания палехского мастерства разработал Николай Зиновьев. Свой творческий опыт и других художников - палешан он изложил в книге "Искусство Палеха", вышедшей в 1968 году.

Первые работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана ГоликоваМузей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

 

 

Vote up!
Vote down!

Баллы: 0

You voted ‘up’

наверх