Ложки – что может быть привычнее и банальнее? С самого рождения мы рядом, идем, можно сказать, рука об руку, и вдруг предмет для поглощения снеди трансформируется в музыкальный инструмент.
Как это произошло – увы, сказать до сих пор нельзя определенно. Известно, что описание ложки применительно к музицированию содержится во многих письменных источниках древности. Известно из летописей, что пионерами в данной области были скоморохи, из которых на исходе ХV в. было сформировано настоящее учреждение музыкально-театрального искусства - Государева потешная палата.
Но грянул 1648 год, разгром скоморошества, год, когда по указу небезызвестного грозного царя были сожжены на берегу Москвы-реки реквизированные у скоморохов свистульки, гуделки – и ложки, надо полагать. Правда, актов об уничтожении не сохранилось, но очевидно, что ложки тоже пострадали, хотя, возможно, не так, как гусли и прочие натуральные музыкальные иснтрументы.
Ложки «всплывают» уже в около-Петровское время, когда в реестре Никиты Зотова (документ датирован 1714 годом) обнаруживается указание о том, кому и в каких платьях на свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова быть и с какими играми». В частности, капитанам Сухотину и Лихарёву, а равно и князю Урусову предписаны «ложки с колокольчиками».
Летописи и записи ХVIII в. содержат достаточно данных, чтобы утверждать, что ложки не только вернулись, но и завоевали немалую популярность, открывая неожиданную сторону своей «натуры» в руках самых разнообразных ложкарей. Причем сведения о музицировании на столовых предметах дают самые разнообразные бытописатели – от русского офицера С. Тучкова до шотландского врача М. Гутри.
Так, в «Записях 1780-1809 гг.» Сергей Алексеевич, рассказывая о ложках, рассказывает и о том, что они:
«Ложки состоят обыкновенно из четырёх деревянных ложек обыкновенной величины. Но на рукоятках оных, которые несколько больше обыкновенных, прибавляют сверху до
половины по нескольку медных круглых позвонков наподобие пустых шариков со скважинами, внутрь оных кладут маленькие камушки или кусочки железа. Ложки берут
между пальцами крестообразно по две в каждую руку – широкие концы, ту часть, чем едят, прижимают к ладоням выпуклостью вверх и ударяют оными под песни одна о
другую, поднимая руки вверх и потряхивая позвонками, отчего происходит некоторая гармония»
Разумеется, куда ж без лубков и гравюр. Одна из наиболее распространенных картинок, которая часто воспроизводится в учебниках и детских книжках, - медведь и лиса, играющие на инструментах – дудочке и ложках.
А медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. А медведь шляпу надел, взял дудку, играл. А коза Сива в сарафане синем с рожками и
колокольчиками и с ложками скачет и вприсядку пляшет.
Ложки, сойдя со стола и оказавшись в руках умелых людей, превратились в настоящий музыкальный инструмент, порождающий ритм, искрометный и зажигательный. Конечно, учебников и, тем более, нотной записи игры на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них полностью зависело от фантазии, импровизации и того, что удалось перенять у других умельцев.
В ХIХ в., с появлением гармоники появилась новая возможность для аккомпанемента – гармоника сопровождалась виртуозной игрой на ложках.
К слову, для игры использовались не только деревянные ложки, но и солдатские латунные, с бубенчиками и тарелками, которыми, впрочем, уже не отстукивали, а звонили.
Ложки были велены в состав Великорусского оркестр В. Андреевым, и, как в свое время отметил К. Вертков, советский музыковед, ложки производили необычайный фурор. Что, кстати, подтверждает отзыв в журнале «Русская музыкальная газета» от 1908 года виднейшего музыкального инструментоведения Н.И. Привалова.
(К слову, именно Привалов первым из отечественных деятелей музыкальной
культуры дал описание ряда способов игры на ложках, бытовавших в России, описал способы игры на ложках, которые сохранились и дошли до его времени).
В настоящее время в музыкальных школах открыты классы по обучению игре на балалайке, баяне, домре и прочих русских народных инструментах, и лишь в кружках самодеятельности находят свое применение ложки, колотушки, пилы и прочие подсобные инструменты.
Многие из этих инструментов остались в прошлом, но ложки, как традиционные, так и особой формы – плоские, удлинённые черенки, прямоугольные головки, - остались практически неизменными. Новое появляется разве что в репертуаре ложкарей – новые ритмы, новые мелодии вносят совершенно новое представление в то, что считать архаичным, вымирающим и устаревшим.