О ЛОЖКАХ И ИГРЕ НА НИХ

Ложки – что может быть привычнее и банальнее? С самого рождения мы рядом, идем, можно сказать, рука об руку, и вдруг предмет для поглощения снеди трансформируется в музыкальный инструмент.

Как это произошло – увы, сказать до сих пор нельзя определенно. Известно, что описание ложки применительно к музицированию содержится во многих письменных источниках древности. Известно из летописей, что пионерами в данной области были скоморохи, из которых на исходе ХV в. было сформировано настоящее учреждение музыкально-театрального искусства - Государева потешная палата.

Но грянул 1648 год, разгром скоморошества, год, когда по указу небезызвестного грозного царя были сожжены на берегу Москвы-реки реквизированные у скоморохов свистульки, гуделки – и ложки, надо полагать. Правда, актов об уничтожении не сохранилось, но очевидно, что ложки тоже пострадали, хотя, возможно, не так, как гусли и прочие натуральные музыкальные иснтрументы.

Ложки «всплывают» уже в около-Петровское время, когда в реестре Никиты Зотова (документ датирован 1714 годом) обнаруживается указание о том, кому и в каких платьях на свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова быть и с какими играми». В частности, капитанам Сухотину и Лихарёву, а равно и князю Урусову предписаны «ложки с колокольчиками».

Летописи и записи ХVIII в. содержат достаточно данных, чтобы утверждать, что ложки не только вернулись, но и завоевали немалую популярность, открывая неожиданную сторону своей «натуры» в руках самых разнообразных ложкарей. Причем сведения о музицировании на столовых предметах дают самые разнообразные бытописатели – от русского офицера С. Тучкова до шотландского врача М. Гутри.

Так, в «Записях 1780-1809 гг.» Сергей Алексеевич, рассказывая о ложках, рассказывает и о том, что они:

«Ложки состоят обыкновенно из четырёх деревянных ложек обыкновенной величины. Но на рукоятках оных, которые несколько больше обыкновенных, прибавляют сверху до

половины по нескольку медных круглых позвонков наподобие пустых шариков со​ скважинами, внутрь оных кладут маленькие камушки или кусочки железа. Ложки берут

между пальцами крестообразно по две в каждую руку – широкие концы, ту часть, чем​ едят, прижимают к ладоням выпуклостью вверх и ударяют оными под песни одна о

другую, поднимая руки вверх и потряхивая позвонками, отчего происходит некоторая ​гармония»

Разумеется, куда ж без лубков и гравюр. Одна из наиболее распространенных картинок, которая часто воспроизводится в учебниках и детских книжках, - медведь и лиса, играющие на инструментах – дудочке и ложках.

А медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. А медведь шляпу надел, взял дудку, играл. А коза Сива в сарафане синем с рожками и

колокольчиками и с ложками скачет и вприсядку пляшет.

Ложки, сойдя со стола и оказавшись в руках умелых людей, превратились в настоящий музыкальный инструмент, порождающий ритм, искрометный и зажигательный. Конечно, учебников и, тем более, нотной записи игры на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них полностью зависело от фантазии, импровизации и того, что удалось перенять у других умельцев.

В ХIХ в., с появлением гармоники появилась новая возможность для аккомпанемента – гармоника сопровождалась виртуозной игрой на ложках.

К слову, для игры использовались не только деревянные ложки, но и солдатские латунные, с бубенчиками и тарелками, которыми, впрочем, уже не отстукивали, а звонили.

Ложки были велены в состав Великорусского оркестр В. Андреевым, и, как в свое время отметил К. Вертков, советский музыковед, ложки производили необычайный фурор. Что, кстати, подтверждает отзыв в журнале «Русская музыкальная газета» от 1908 года виднейшего музыкального инструментоведения Н.И. Привалова.

(К слову, именно Привалов первым из отечественных деятелей музыкальной

культуры дал описание ряда способов игры на ложках, бытовавших в России, описал способы игры на ложках, которые сохранились и дошли до его времени).

В настоящее время в музыкальных школах открыты классы по обучению игре на балалайке, баяне, домре и прочих русских народных инструментах, и лишь в кружках самодеятельности находят свое применение ложки, колотушки, пилы и прочие подсобные инструменты.  

Многие из этих инструментов остались в прошлом, но ложки, как традиционные, так и особой формы – плоские, удлинённые черенки, прямоугольные головки, - остались практически неизменными. Новое появляется разве что в​ репертуаре ложкарей – новые ритмы, новые мелодии вносят совершенно новое представление в то, что считать архаичным, вымирающим и устаревшим.

Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх