НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – КАЗАКИ?

Русь удалая Опубликовано 29.12.2018 - 22:50 Автор: Редактор Портала ОСИЯННАЯ РУСЬ

Вопрос сложный и непростой, тем более литературы недостаточно, дореволюционные издания не достать, а постреволюционная литература уже испытала на себе стремление к самостийности. Изучая труды казаков-эмигрантов, например, Г. Губарева, изданные в конце 1960-х в США, то там можно уже обнаружить описания казаков, обиженных, сосланных или вообще казненных «русскими», т.е. русские уже представляются как оккупанты вольных «казачьих земель».

Бесспорно, само слово «казак» нерусское. Оно тюркское, созвучное словам «казах» и (или) «кайсак», с смысле «свободный человек», но никак не указание на национальную идентичность.

Что говорят по поводу «национальности» казаков летописи?

Запорожцы упоминаются в летописях с XV века, а начиная с XVI в. упоминаются некие городовые казаки, скорее всего, проживавшие неподалеку от городов. Термин «казаки» упоминается для того, чтобы обозначить служилых людей, наемных стрельцов, пушкарей и, вообще, вояк, «работавших» сначала на Владимирское княжество и впоследствии упоминаемые как находящиеся на службе государства. И опять-таки казак – это не национальность. Есть подозрение, что служилые могли лишь носить наименование казаков в смысле свободных людей, аналогично термину «вольный слуга», имевшему употребление в домонгольский период, просто переселение тюркского слова в русский язык.

Окончательной уверенности нет, но казачество начиная с XV века, безо всякого сомнения, есть.

Теперь донское казачество. Тут вообще чистотой национальности и не пахнет. В летописях XIII века упоминаются некие бродники, обитавшие по речным долинам, и они, скорее всего, и есть донские казаки. В пользу этой версии говорит тот факт, что бродники нигде более не упоминаются, и удивительным образом их описание и, так сказать, геолокация, полностью совпадает с местами обитания донских казаков. Лев Николаевич Гумилев также предполагал, что бродники - это потомки православных хазар. Это вполне правдоподобно, поскольку, несмотря на то, что преобладающей религией хазарской элиты был иудаизм, но и христиан в каганате было предостаточно. С ними, в частности, еще в IX веке имел общение будущий святой Кирилл, просветитель Руси, один из  Солунских братьев, а тогда - Константин Философ. Он тесно общался с хазарами-христианами. После того, как Святослав разгромил Хазарский каганат,  население этого государственного образования никуда не делось, ведь распад государства не означает автоматически исчезновение граждан.

После учреждения в 1261-м Сарайского епископата в столице Золотой Орды, под омофор епископа попали и русские, жившие в Орде, а равно и русские с Дона – те самые бродники, наиболее вероятные хазарские потомки.

Следует сказать и то, что и сами по себе хазары никогда не составляли единый этнос – все-таки среди них были и кочевники (правда, меньшая доля), но в основном они жили рыбалкой и охотой, что предполагает перемещения. Потом пришла Орда, т.е. тюрки, и также приняли хазарское имя. Но древнейшие хазары проживали именно по речным берегам, и это еще один довод в пользу версии о том, что это и есть предки донских казаков.

От донского казачества произошло и уральское, и оренбургское. Если опустить многие детали и упростить историю, то при всем уважении к Бажову Ермак Тимофеевич – донской казак, один из тех, кто переселялись далее по руслам рек, далее на восток.

Что побудило их к переселению? Возможно, сам Дон – оживленная транспортная артерия, и один из главных путей для сообщения с Золотой Ордой. Бродники перемещались по берегам Дона, распространялись и до Волги, а по пятам шли русские – в основном, конечно, мужчины (при перемещении, как правило, дам с собой не берут), которые брали  в жены бродницких девушек. Таким образом сложился русский субэтнос, несущий черты древнего хазарского населения Дона. К слову, весьма яркие хазарские черты сохранили терские казаки, в отличие от казаков Малороссии и Черноморья, которые вследствие длительных войн с тюрками прилили себе немалую долю тюркской крови.

Этого краткого экскурса достаточно, чтобы навсегда оставить идею о некоей расовой чистоте казаков и их совершенно особого, независимого положения от русских.

Vote up!
Vote down!

Баллы: 4

You voted ‘up’

Теги:

Комментарии


А разве казаки так уж себя от русских отличают? У меня много друзей из казаков я этого не ощущаю
наверх