ФИЛЬМ «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН». ПОМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО

Критика/Публицистика Опубликовано 27.09.2015 - 11:48 Автор: ДАРИН Дмитрий

Данная статья была написана после премьеры шумного и неоднозначного фильма по роману В. Безрукова «Сергей Есенин» в 2006 г. Сейчас, к 120-летию великого русского поэта фильм будет «перепоказан». Давайте сравним первые впечатления с нынешними, юбилейными. Не стало бы хуже…       

Писать эту статью сейчас особенно интересно (не уверен, что читать тоже): страсти схлынули, высказались очень многие кино-, литературо-, и есениноведы, а также родственники, медэксперты, эксперты без четкой специализации, «продвинутые» в теме и не очень телезрители. Интересно, что же взволновало (обрадовало и огорчило) их больше всего в этом сериале. В целом можно сказать так: обрадовало, что поддержана версия убийства Есенина и тем самым с поэта снимался ярлык самоубийцы, огорчило же то, что Есенин показан совсем уж «горьким пропойцей», непонятно когда сумевшим написать несколько десятков поэм и сотни пронзительнейших стихотворений.

Фильм создан по сценарию Владимира Валуцкого, написанного по мотивам романа отца исполнителя главной роли Есенина – Сергея Безрукова – Виталия Безрукова. Роман, в свою очередь, написан на основе версии гибели Есенина бывшего следователя Эдуарда Хлысталова (в исполнении Александра Михайлова).Я спрашивал, кстати, Александра Яковлевича на записи своей авторской программы на Радио России «Беседы о Сергее Есенине» (съемки еще шли) – насколько вообще возможно воплотить на экране образ не просто исторического героя, который всегда воспринимается довольно отстраненно, особенно следующими поколениями, а вошедшей в генетическую память народа тончайшей «Божьей дудки», выпесневшей Россию изнутри и совпавшей с ней судьбой: запутанной жизнью и гибелью. Тогда Александр Михайлов сказал, что, по его мнению, Сергею Безрукову удалось воплотить на экране Сергея Есенина. Удалось ли?

То, что фильм изобилует историческими неточностями, (легко избегаемыми, кстати, – поэт выступал не в императорском дворце, а в царскосельском лазарете 22 июля 1916 г.по случаю именин вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великой княжны Марии Николаевны, где княжны работали сестрами милосердия, причем с Клюевым. К этому концерту Есенин по заказу Ломана написал приветствие царевнам с профетическими строками: «Все ближе тянет их рукой неодолимой//Туда, где скорбь кладет печать на лбу.//О, помолись, святая Магдалина, //За их судьбу.» Здесь бы провести сюжетную линию с расстрелом царской семьи, хотя бы в разговоре с Блюмкиным – это «заиграло бы»; в 1922 году Есенин не мог ездить в поезде по России ((странно, что Троцкий, перемещавшийся по стране на собственном поезде, завидует Есенину, что мол «по стране поездите»)), так как в это время ездил с Дункан по совсем другим странам (встреча с Троцким произошла как раз по возвращению из этого вояжа – в 1923 году, а никак не раньше); Есенин узнает в этом мифическом турне на поезде в 1922 году о смерти Блока, хотя Блок умер в августе 1921 года (!); въедливые зрители усмотрели несоответствия в военной форме царской армии и в форме ВЧК-ГПУ и т.д. и т.п.)

это, конечно, досадно, но не «делает погоды». Серьезнее промахи в самом романе, связанны скорее с творческими, а не биографическими моментами. Например, Блок не говорил Есенину при первой встрече 9 марта 1915 г. у себя на квартире, что за «каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее.» Это взято из письма Блока Есенину от 22 апреля того же года, которое гораздо пространнее обыгранного в романе эпизода и начинается совсем с другой интонацией: «Дорогой Сергей Александрович. Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем...» Такие и другие упрощения ведут к неоправданному опрощению всего романа, который, не отражая всех тонкостей взаимоотношений исторических лиц, превращает его малохудожественное произведение.

Таким ли был Есенин, такие ли люди ухабили его судьбу, такие ли боролись и страдали за него? Вот это главный вопрос, и меньше всего ответов на него дает «есенинский сериал». Я, конечно, далек от мысли, что кому-то доступна вся правда о Есенине, но попытаться понять, как этот пожар, зажженный поэтом в начале прошлого века, не только не потух, но превратился в зарю, в что-то природное, без чего нельзя представить себе русскую жизнь – вот сверхзадача любого произведения о Есенине.

Обратимся к современникам поэта.

«Впервые я увидал Есенина в Петербурге в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком 15-17 лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки Самокиш-Судковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом... Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге...

Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н. Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то, вдруг, неуверенно, смущенно и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям. И было видно, что он – человек пьющий,» – вспоминал М. Горький. Я не знаю, были ли такие великолепные описания вида и состояния героя в сценарии, но в фильме я таких контрастных красок не увидел. Кстати, сцена поездки с Горьким в луна-парк в Берлине в 1922 году отличается от воспоминаний самого Горького.

– Yes! Да! Луна-парк! Карашо! – Дункан стала нежно обнимать и целовать мужчин.

– При мне не смей! – сильно шлепнул Есенин Асейдору по голой спине и, спохватившись, неестественно рассмеялся. – так по В. Безрукову.

– Когда одевались в прихожей, Дункан стала нежно целовать мужчин.

– Очень хороши рошен, – растроганно говорила она. Такой – ух! Не бывает...

Есенин грубо разыграл сцену ревности, шлепнул ее ладонью по спине, закричал: – Не смей целовать чужих!

Мне подумалось, что он сделал это лишь для того, чтоб назвать окружающих людей чужими. – так по М. Горькому. Фабула та же, но насколько различен сюжет. Какую поразительную разницу в обстановке, в мотивации и мироощущении героев дают почувствовать эти, на первый взгляд, несущественные детали. Но не зря говорят, что в деталях дьявол. «При мне» и «чужих» – вообще разные понятия. И уж кто-кто, а великий писатель не мог ошибиться в ключевых словах. Поэтому В. Безрукову как-то вообще не верится, хотя, чтобы проверить все детали, нужно писать не статью, а диссертацию, или, по крайней мере другой роман. И напоследок, об этом вечере в берлинском Луна-парке. Насчет слов «хаять» и «порицать» – ответ «короткие слова всегда лучше многосложных» произнес не Горький, а сам Есенин. Так, по крайней мере, вспоминает писатель. На основе чего В. Безруков приписывает героям слова других героев, непонятно. Зато совершенно понятно, что описания аттракционов практически дословно переписаны с воспоминаний Натальи Крандиевской -Толстой. Сравните: «Рядом грохотало знаменитое «железное море», вздымая волнообразно железные ленты, перекатывая через них железные лодки на колесах... В другом углу сада бешено крутящийся щит, усеянный цветными лампочками, слепил глаза до боли в висках.» – Наталья Крандиевская-Толстая «О Есенине» – стихи и проза писателей-современников поэта, Москва, Изд-во «Правда», 1990, стр. 453-454. «Рядом шумело знаменитое «Железное море» с железными лодками на колесах, перекатывающимися по железным волнам. В другом углу сада бешено крутящийся щит, усеянный цветными лампочками, слепил глаза.» – В. Безруков «Есенин», С.-Петербург, изд. «Амфора», 2005, стр. 249. Там же: «Асейдора царственно скучала.» – Толстая. «Асейдора сидела... с царственной скукой» – В. Безруков. Неловко-с, г-н беллетрист. Если уж берете сюжет эпизода, то описывать происходящее как-то надо бы самому.

Отдельная история – как Сергей Есенин читал свои произведения. Предоставим опять слово современникам:

– Самым ярким впечатлением от встреч с Есениным было чтение им стихов... Я слушал лучших наших артистов, исполнявших стихи Есенина, но, конечно, никто из них не передавал даже примерно той внутренней и музыкальной силы, какая была в чтении самого поэта. Никто не умел извлекать из его стихов нужные интонации, никому так и не пела та подспудная непередаваемая музыка, какую создавал Есенин, читая свои произведения. Чтец это был изумительный. И когда он читал, сразу понималось, что чтение для него самого есть внутреннее, глубоко важное дело... – Иван Евдокимов, редактор Госиздата, готовивший трёхтомное «Собраний стихотворений» Есенина.

– В тот вечер было прочитано много... Мы слушали эти стихи, и нам казалось, что поэт одновременно был и юн, и немолод, и по-молодому непосредственен, и умудрен зрелостью, что и ныне он с легкостью мог раскрывать в стихах всю первозданность восприятия красоты. После чтения стихов начался оживленный обмен мнениями. Были высказаны и критические замечания. Но я, откровенно говоря, их и не расслышал, настолько был переполнен и опьянен стихами, потрясен и поражен роем ярчайших и ослепительно зримых образов. – Симон Чиковани, грузинский поэт.

«1923 год. Консерватория. Вечер пятилетия Госиздата... Первым читал стихи Маяковский. Это был, как всегда, подлинный триумф... предоставить слово Есенину. Тут произошло следующее. Как только назвали его имя, тихий ласковый, милый Есенин надел шляпу, встал и, вертя перед собой трость, медленно-медленно пошел на авансцену. Естественно, что его встретили шумом и со сцены! С разных сторон стали свистеть.

Есенин оглядывал зал, прохаживаясь по сцене, а затем неожиданно заложил два пальца в рот и так свистнул, что люстры задрожали.

– Все равно меня не пересвистите, – добродушно сказал он, когда ошеломленный зал на секунду затих. Ему ответили смехом, новыми выкриками... Но публика мигом затихла, когда золотистоволосый красавец поэт прочитал первые строки стихов. Впервые услышали мы в этот день стихи «Возвращение на родину».

По-байроновски наша собачонка

Меня встречала у ворот...

Овации были нескончаемыми...» – Александр Безыменский, комсомольский поэт.

– Но публика не отпускала его со сцены: аплодисменты, шум, крики «бис». Из-за кулис я видел многих знакомых, которые сидели в первых рядах. Эти люди в буквальном смысле слова плакали от восторга. – поэт и журналист Ефим Шаров.

Те, кто слышал живой голос Есенина (он записал несколько стихотворений на фонограф профессора С.И. Бернштейна, кто никогда не слышал – поищите в магазинах мою аудиокнигу «Беседы о Сергее Есенине» – там это есть), не могут не согласиться со мной – Сергей Безруков исполняет не то что бы непохоже, а, скорее, не так самозабвенно (с огромным эмоциональным, прямо-таки трагическим напором – монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев» – поэт Николай Браун). Сразу видна копия, а это, конечно, должно было стать главным в фильме, главнее, чем детективный сюжет и «разгульные» картинки скандалов и дебошей. Да и ни одно стихотворение в фильме не прочитано полностью. У зрителей вряд ли отвисали рты и падали вилки из рук, когда Сергей Безруков читал Сергея Есенина. А ведь, когда читал Есенин, плакали даже обитатели Ермаковской ночлежки в Москве, куда поэт как-то приехал незваным. Поистине мистическим образом действовали стихи Есенина на людей всех сословий и возрастов. От этой гениальности в фильме нет даже и тени.

Самое обидное то, что никак не была показана ни одна предыстория написания хоть какого-нибудь произведения великого поэта (кроме «Поэмы о 26». Ради справедливости добавим, что в романе такие попытки встречаются довольно часто – С Кашиной, Берзинь и т.д.). Например, известно, что Есенину во время его пребывания в Баку в 24-м году очень понравилось исполнение персидских песен студенткой Азербайджанского университета Лены Юкель, или, как ее называли меж собой – Лейлы. Они встречались и вполне допустимо, что именно она послужила поэту прообразом всемирно известного «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Хотя сейчас и принято говорить, что прообразом послужила батумская знакомая поэта Шаганэ Тальян, в любом случае, ни в каком варианте подобного знакомства, вызвавшего к жизни весь персидский цикл шедевров поэта, ни в романе, ни в фильме мы не увидели.

Также известно, что, катаясь с своей сестрой Александрой в экипаже, Есенин обратил внимание на стаю кошек вокруг. В этот же день родилось стихотворение «Ах, как много на свете кошек...», «Я красивых таких не видел» и еще несколько. Насчет жеребенка из «Сорокоуста». Об этом эпизоде Есенин вспоминал в письме к М.И. Лившиц: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец он стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походят на этого жеребенка, тягательством живой силы с железной...» Да только это одно рассуждение, будучи вложено в уста героя фильма, дало такую бы глубину и историчность образа, как никакой скандал или сцена запоя.

Было бы интересно обыграть эпизод с собакой Качалова, например, когда Есенин зашел к Качалову на квартиру и познакомился с самой известной теперь в России собакой – 4-х месячным Джимом. «Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться», – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой», – вспоминал В.И. Качалов. Всего этого, а также множества других реальных историй, послуживших для поэта поводом к написанию гениальных стихотворений, практически нет ни в романе, ни в сериале.

В фильме совсем не показан «рабочий» процесс рождения великих стихов.

– Когда же ты работаешь, Сергей? – как-то спросил поэта на улице Иван Грузинов.

– Всегда, – ответил Есенин. За работой Есенина, действительно, видели немногие. Но сохранились воспоминания Софьи Виноградской, свидетельствующей о необычайной сосредоточенности поэта в такие часы. «Обычно, когда он усаживался писать, просил поставить на стол горячий самовар, который кипел все время. Чаю он выпивал много. Чаще всего стихотворение только наносилось на бумагу, сложилось оно в сознании поэта ранее». Хотя есть и другие свидетельства, например, поэта Петра Чихачева: «Впоследствии мне посчастливилось видеть черновики Сергея Есенина. Как мучительно рождались поэтические строки! Чтобы написать небольшое стихотворение, Есенин исписывал по 20-30 листов бумаги, причем первые наброски совершенно не были похожи на то, что появлялось потом в печати.» Вы только представьте – черновик «Пугачева» в четыре раза больше оригинала. И вот здесь бы и дать волю фантазии авторам фильма, показать на основе автографов поэта (можно изучить в любом есенинском музее), что менял, что переставлял, что и почему вычеркивал из рукописи Сергей Александрович, как бы звучали его шедевры в первых набросках. Это было бы интересней для большинства зрителей, знающих эти стихотворения наизусть, чем вечные попойки и скандалы. А то дошло до того, что в Интернете одна телезрительница написала (и ведь как точно): по первому каналу шел «Есенин», а по «НТВ» заканчивался повтор «Бригады». Везде пьет и дерется один и тот же человек – Безруков. Умри, Денис, лучше не скажешь.

Ну это – от того, что, видимо, задача, поставленная руководством 1-го канала перед сценаристом и актерами, состояла как раз в том, чтобы скрыть магию создания и жизни в народе шедевров есенинской музы и закрепить чисто внешний, запоминающийся толпой архетип буяна и пропойцы. Но зачем же врать в самой поэзии?

Например, мог ли поэт читать посвященное Августе Миклашевской «Пускай ты выпита другим...» Асейдоре Дункан в 1921 году, за 2 года до его написания?

В главе 4-й третьей части Есенин обращается к Маяковскому во время диспута в Политехническом музее: «Вы меня назвали «звонкий забулдыга-подмастерье»? Врете, Маяковский! Я пришел как суровый мастер!» Но слова «У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье.» Маяковский написал на смерть Есенина в стихотворении «Сергею Есенину» в 1926 году! Все это и многое другое – абсолютно недопустимые ни с художественной, ни с исторической точки зрения натяжки и просто фальшь.

Зато очень много «сексуальных додумок». И откуда известно, что Кашина отдавалась Есенину с «объятиями до боли», получая именно такое наслаждение? Ладно, Дункан, но образ раздевающейся и отдающейся в есенинском сне великой княжны Анастасии - это вообще пошлость самого низкого пошиба, особенно после такой мучительной смерти в Ипатьевском подвале. Все это, да еще «произведенное» к юбилею великого поэта – нельзя назвать иначе, как поминальное чтиво. Очень жалко, что один из самых талантливых российских актеров Сергей Безруков не смог (или не дали) воплотить, по-настоящему воссоздать, я бы сказал, образ одного из самых гениальных российских поэтов. Но все-таки, спасибо за утверждение версии насильственной гибели певца России. Автор этих строк был поражен, когда священник на Ваганьковском кладбище отказался служить поминальную службу 27-го декабря на могиле Есенина по понятной причине. А вот 3-го октября в Рязани был отслужен молебен самим Владыкой Павлом по великому поэту. Если уж Русская православная церковь не может для себя решить этот вопрос до конца, то, конечно, в народе тоже сомнения по поводу смерти Есенина ходят. Я очень надеюсь, что теперь их будет гораздо меньше.

январь 2006.

 

Vote up!
Vote down!

Баллы: 6

You voted ‘up’

Комментарии


Очень точное замечание: есть незначительные детали, а есть те, из которых характер складывается. Это не фильм о Сергее Есенине, это фильм по мотивам романа, написанного по мотивам образа Сергея Есенина...

Дмитрий, спасибо за статьи и титанический духовный и организационный труд по Премии "О Русь, взмахни крылами..". (кто пробовал хоть раз взвалить на себя "оргвопросы" -поймёт). Так получается, что на сегодняшний день Премия уникальна- не подражание Великому Поэту, но продолжение его Дела, служение осиянному Русскому Слову и Духу. Сейчас это важно, как, возможно, никогда. "Поэт - апостол слова" - из Вашей другой статьи, точнее не сказать. А данная статья спустя почти десятилетие стала еще актуальнее и темы, поднятые в ней, животрепещущее. Следуя амбициям Безруковы совершили страшную вещь- подмену. Здоровые амбиции- мощный творческий двигатель. Амбиции болезненные - страшная гиблая пропасть, в которую вовлекается не только их "носитель". Превыше всего желая доказать свою талантливость и "вознесение" над людьми более талантливыми и ответственными , человек с воспаленными амбициями способен преступить любые понятия человеческие и законы божеские. Лицедейство само по себе уже очень опасно для души, лишь крепким духовно под силу не пустить данное во вред, а исключительно на благую миссию. Не устояли и Безруковы перед искушением, не устояли.. Ведь что произошло за эти годы- для довольно обширной части зрителей Сергей Безруков стал живым воплощением Сергея Есенина, люди в каком-то ослеплении практически верят, что видят "Его". Недавно на сайте ВКонтакте наблюдала вовсе не потешную историю- в огромной группе был размещен пост о Есенине..с фотографией Безрукова..кто-то посмеялся, но как накинулись поклонницы и поклонники актера- какая разница, чья фотография,это гений, это воплощение..Страшное дело.."воплощение"-то очень не схоже внутренне, далеко уводит.. Это талант несомненно, так теперь получается, вот только теперь Свет русского Слова, русской жизни, упорный труженик и мощный характер, гений Сергей Есенин требует защиты от образа мотылька-везунчика, чье везение просто закончилось в Англетере.. Это ведь образ, ведущий за собой поколения, это нешуточно и многопоследственно.. Еще раз спасибо автору статьи- Есенин "зажег свой костер", но огонь необходимо поддерживать и не позволять загасить.

Как же всем хочется, чтобы Есенина именно убили... Но это не так!!!

Вы там точно были? Видели? "Всем" хочется..особенно хотелось родным, Светлана Петровна Есенина жизнь пыталась добиться пересмотра дела, а она ведь дочь самой близкой Сергею Александровичу сестры- Александры. Интересно посмотреть интервью Александры Александровны- как Он работал, вся семья передвигалась по дому на цыпочках. Мать Есенина не смыслила в поэзии, но когда он приезжал часто поработать в Константиново, то в доме воцарялась абсолютная тишина- родные души понимали,чуяли, как это важно для него- дело жизни.Можно перечитать все доступные письма и воспоминания современников поэта, но,кто знает и почитает творчество Есенина, к представлению о Характере творца они вряд ли что-то добавят, во всяком случае- мое представление о нем нисколько не изменилось, просто интересно знать биографию, да и письма тогда писать умели, а это ныне особое эстетическое наслаждение- читать или слышать нормальную русскую речь.Но все можно впитать в стихах Сергея Есенина- дар Божий, труд,ответственность, священное отношение к Слову, силу,заряжающую не одно поколение. Он жил искусством. В этом вся суть. Бабы, алкоголь- обычные сопутствующие неутоляемой творческой жажды, хоть сотню раз в строках поэт или писатель "примерит петлю",а незаконченными творческие планы не оставит. Скорее всего все, что написала сейчас, на литературном сайте лишнее- это уместно для обывательской беседы.Но уже написала-пусть будет. Для людей творческих достаточно одной строки- Есенин ожидал выхода в свет собрания сочинений и ,по воспоминаниям Ивана Васильевича Грузинова, до самой смерти вынашивал планы по выпуску своего журнала, вместе подсчитывали реальные расходы. И сразу всем ясно- не мог добровольно уйти из жизни. "Еще только" 1925-й год, строятся планы,гудят полнолюдно редакции издательств..Случись все десятью годами позднее- и споров не было бы..Но и "уже" 1925-й - Сталин полновластно на троне, Есенин- самый яркий светоч Руси. Кажется, сегодня версию самоубийства отстаивают уже только нью-сталинисты и члены обществ анонимных алкоголиков..ну и определенная категория женщин. Ничего личного- наблюдение.

Суицидальное расстройство психики на почве злоупотребления алкоголем. Ему уже повсюду мерещилась опасность, и он таким образом решил её избежать. Классические симптомы. Но ведь от этого он не становится менее гениальным.

Нет, Николай, обычная психология здесь никак не подходит. Поведение и фобии пьющих знаю не по книгам.Обычный безыдейный отличается от живущего искусством, да и то вешаются один на десяток тысяч. А попробуйте-ка любого литератора затолкать в петлю накануне выхода сборника произведений, даже не такого крупного издания, которое ждал Есенин , сборник ведь вскорости и вышел, став предметом долгих тяжб после смерти поэта. Сергей Есенин и гений и человек мощных амбиций, осуществляемых упорно. Даже если поэт такого уровня и достижений будет кальян бочками водки запивать и закусывать мухоморами, то в петлю не полезет, да и намеченный журнал не выпустив. Затянуть петлю на таком человеке надо очень сильно постараться.

Перестаньте, Татьяна. Факт очевиден. Любой нарколог вам скажет подобное. Ведь он не долечился перед смертью, убежал. У Маяковского вообще всё в шоколаде было, а он застрелился. Так что зря вы это. Тревожите память поэта. Это был его выбор, и вам нужно просто его уважать.

У Маяковского как раз 1930год- это сплошная творческая неудача,даже провал, почитайте о нем побольше. И при всем уважении к Маяковскому, а поэзия его мне нравится, стоит признать, что его стиль жизни как раз можно квалифицировать, как психическое нездоровье. С наркологами наобщалась, с профессорами-светилами в своем деле. Понятия "недолечился" или вылечился нет,только в качестве "внушения" самым недалеким. И сейчас соответствующие отделения располагаются в психиатрических клиниках и там сразу предупреждают людей не вовсе простеньких- мужик, хочешь пей, хочешь- не пей, нет такого медикаментозного лечения от тяги,разве что из запоя вывести ударной дозой, но место в клинике предоставляется, если человек считает,что ему необходимо побыть в каких-то таких стенах.Поэтому и не прошибает то,во что любят вцепляться сторонники самоубийства- Есенин лежал в психиатрической клинике..еще и недолечился - сколько посчитал нужным- столько и побыл там, нет для меня ничего необычного в этом. Когда пил, то нес ахинею,как все в подпитии без исключения, когда работал- не пил, нет смысла в четвертый раз на разные лады повторять уже сказанное в статье, когда вам так нравится версия самоубийства.Вот именно поэтому фильм преступен- усугубляет поверхностное пренебрежительное отношение к гению,бегает себе пацан,серьезнейшие вещи сами пишутся,поэмы слагаются,книги сами издаются,отдельно от круглосуточно пьяного,так понимаю,тела.Интересное понятие о гениальности..Выхожу из этого спора с еще большим убеждением в правильности поднятой автором статьи темы.

Про МАЯКОВСКОГО Вы, батенька, тут лишнего хватили... Когда это у него было именно ВСЁ и тем более в ШОКОЛАДЕ?! Не стану, как Татьяна, тратить нервы и время на перечисление фактов, опровергающих Вашу точку зрения. Скажу лишь: в его биографии "копать надо бы глубже и тщательнее", чтобы осмеливаться делать подобные заявления. Но даже и в этом случае никто не давал Вам права упоминать об уходе поэта как о чём-то легковесном и незначительном,походя и цинично. А тревожить память обоих поэтов, причем, недобро, именно Вы. И откуда такая стойкая уверенность в исключительности собственного мнения? Кроме приводимых расхожих штампов никаких иных оснований для оной не видится.

А почему, собственно, - "мерещилась"?! Надобно совершенно не дружить с историей своей страны, чтобы не замечать и не понимать этой самой опасности. Смею предположить, что подобным же образом Вы не дружите и с биографиями других поэтов и деятелей культуры того периода... А, помимо прочего: ведомо ли Вам, что перед отъездом в Ленинград,точнее - за 5 дней до своей смерти, Сергей Александрович неоднократно делился планами о поезке весной будущего года за границу и , прежде всего, в гости к Горькому? Самоубийцы, знаете ли, планов не строят.

Так в фильме-то как раз об убийстве. Вы запутались совсем. А поэта просто не уважаете. Это был ЕГО выбор. Понимаете? Его!!! Не ваш. А вы его совсем замучили. Гений не перестаёт быть гением, даже если он совершил самоубийство.

Не я запуталась, а вы в своем упорстве. Не важно,какую смерть показывает фильм, при сплошном потоке нарушений хронологии событий,домыслов и биографических "фантазий" уже не суть,чем фильм заканчивается. Важно,что образ показан такой, который очень "на руку" сторонникам самоубийства.Гений- как лишь "что-то свыше", вся жизнь- наливай да пей, да бегай стихи читай. Это и есть неуважение памяти и такой человек допиться до чего угодно смог бы. Есенин же- великий труженик и ,опять таки, в хорошем смысле амбициозен. Он не был алкашиком каким-то и безвольным везунчиком. Труд,труд и еще раз труд, желание и стремление видеть результаты.Да и все описания современников, каким он был "в пьянке" раскрывают человека ,которому по выходкам ну совсем далеко до многих,считающихся и сегодня в меру пьющими. В клиники с мыслью,а не завязать ли вовсе пить, обращались хоть раз в жизни половина знакомых мне очень успешных людей и ни на что это не влияло,даже на мнение о них. Один успешный режиссер как-то сказал- да я последние 15 лет только и делаю,что на словах подыхаю,но тут новая идея приходит и надо срочно воплощать. Это совсем другие люди. Возьмите хотя бы переписку Есенина с Бениславской, когда он в отъездах,- это десятки распоряжений- что куда отнести,забрать,передать, с кем встретиться и т.д., постоянно в уме масса "оргвопросов" и четкое изложение этих распоряжений. И снова - работа над произведениями, столько поэм величайших к 30-ти годам, а помните,сколько прижизненных изданий книг? Выступления не счесть, работа в обществах.При таком ритме и усталость неизбежна, и срывы, но оставить все,не увидев даже ближайший результат- это не о нем,не о таких людях. Не надо умалять мощь гения, гениальность- это не только дар,но воплощение в жизнь. Не знаю,что было бы с Сергеем Александровичем через десяток лет, быть может году в 37-м даже при абсолютно трезвом образе жизни пустил бы пулю в лоб, но не ушел бы в 1925-м точно. Потому, зная его, и родные столько сил положили на доказательство факта убийства. Зачем из Поэта, который пил не больше и ,правды ради,-не меньше других, делать психопата и параноика. Если вам недостаточно его произведений,чтобы понять,что гений- это не "само собой",а мощный труд души и разума к Богом данному, то почитайте не критику,не размышления о нем, а все письма,которые сейчас есть в доступе в музеях и интернете что-то. Вечный спор наверное- одним и без доказательств понятно, что НЕ МОГ,хотя доказательств достаточно, другим почему-то не понять, даже при достаточном количестве доказательств. Вот потому люди искусства обязаны очень щепетильно и бережно подходить к каждому факту,каждому штриху.

Татьяна, если уж вышли из спора, то не надо возвращаться. Вы оскорбляете великого поэта. Пожалейте его. Уважайте его выбор!!!

Айседора День – просто прелесть! Лишь чуточку душно. Резво вдоль Сены бежит Мерседес. - Детки, я знаю, вам будет нескучно. Скоро приедем в сказочный лес. Вас заждались там друзья и подружки. Будет с лошадками вам карусель. Я накупила сегодня игрушки: Джеку – свистульку, Мари – акварель. Ой, посмотрите, а башня какая! В лучиках солнца забавно блестит. Будто она с нами тоже играет. Вот, вынет ножки и вдаль улетит. Дети смеются, и женщина рада, Женщина счастлива как никогда. Как хорошо, что два ангела рядом! Сразу забыты лихие года. Ах, Айседора! Моя Айседора! Сердце от счастья звенит и поёт. С ней бы поспорить могла Терпсихора, Кто из них искренней в танце живёт. Вот позади Триумфальная арка – Символ эпохи и слава солдат. - Пьер, припаркуйтесь. Становится жарко. Выйду. Немного вдохну аромат. Ещё сорок метров и остановка. Чуть под уклон, но какой здесь обзор! Вот Александровский мост. Как же ловко Здесь архитектором связан узор! - Пьер, я сейчас. Детвора, без вопросов! Очень прошу вас, не надо шалить. - Мадам, сильвупле. Я проверю колёса. Вышел шофёр. Захотелось курить. Моя Айседора идёт к парапету. С лодок ей машут и что-то кричат. Она, ослеплённая яркостью света, Взгляд переводит на людный причал. Там нежную песню выводит шарманка, Ей вторит искусно слепой музыкант. Ещё бы секунду: моя иностранка Покажет Парижу великий талант. Плещется речка в тесном граните, От волн отражается солнечный блик… - Стой же! Проклятье! Мадам! Помогите! Над Сеной раздался отчаянный крик. Она обернулась и видит (О, ужас!) Свой Мерседес, набирающий ход, Шофёра, который отчаянно тужась, Его тормозит, упираясь в капот. Он дёргает дверь – опустилась задвижка. Дверь не открыть. Надо как-то сдержать! Только машина тяжёлая слишком, Только от страха руки дрожат. В маленьких окнах детские лица. - Мама! Нам страшно! Спаси нас! Скорей! Но сердце застыло. Не пошевелиться. Не добежать до проклятых дверей. А разве сдержать одному человеку? И скорость быстрее растёт под уклон. Машина, пробив деревянный заслон, С трёх метров гранита рухнула в реку. Невинную жертву окутала Сена. Через мгновения всё решено… Сомкнулась над крышей бурлящая пена, И разлилось маслянОе пятно. К богу взывала моя Айседора. Потом, задохнувшись, упала без чувств. Не заслужила она приговора За страсть к одному из великих искусств. Замолкла шарманка, замерли звуки, Стих поражённый парижский причал. Боженька взял эти детские муки. И на Париж опустилась печаль. Уже бездыханных деток достали, Глазки закрыли в траурном сне. Но Дора трагизм сознавала едва ли, Словно случилось это не с ней. Такое глубокое сильное горе… Как удалось ей его пережить? Танец-лекарство помог Айседоре. В нём растворялась и смела любить. Танец привёл Айседору в Россию Наперекор оголтелой молве. - Всё пустяки. Я смогу. Я осилю! Школу открою в Советской Москве. Мой Айседора! Моя босоножка! Средь мрака сияет божественный свет. В неё без оглядки влюбился Серёжка, Известный в России крестьянский поэт. Он был похожий на Дорина сына: Такой белокурый и очень смешной… Серёжа ушёл… Засосала трясина. Все детки погибли. Ей страшно одной. … Сто лет миновало. И замерли вздохи. Посеребрились за далью года. Но память жива о великой эпохе. Я поклониться приехал сюда. Всё так же Париж величав и прекрасен! Ласкается Сена в уставший гранит. Он тёплый и гладкий. На вид не опасен. В себе Айседорины слёзы хранит. Как только Луна воспарит над округой, И в золоте башня наденет наряд, Я видел: в луче, уходящем по кругу, Два ангелочка над Сеной парят.
наверх