БАБА-ЯГА И ЕЕ НЕСЛУЧАЙНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НЕМОЩИ

Фольклор Опубликовано 31.10.2018 - 20:14 Автор: Редактор Портала ОСИЯННАЯ РУСЬ

Кажется странным, что такой могущественный персонаж, как Баба-Яга, страдает серьезными хворями, точь-в-точь как герои достопамятной миниатюры Александра Иванова про Красную Пашечку. Тут и проблемы по ортопедической части (костяная нога, положение «лежа на печи» и проч.), и слепота (или же ослепление героями и героинями), и жесточайшая аллергия, замешанная на русофобии, и сопутствующий ей ринит («Фу, как русска кость воняя»). Случайны ли все эти хвори? Оказывается, нет.

Костяная нога и постельный режим

Баба-Яга соблюдает постельный режим, по крайней мере, не ходит (в классических сказках, не в исполнении Георгия Милляра) – она или ездит в ступе, или лежит, осыпая всех претензиями по поводу и без повода. А вот почему она при этом занимает всю избу? Ведь нигде не сказано про ее аномальные размеры. Напрашивается вывод, что она находится в гробу, т.е., по сути, мертва. И, к слову, русские сказки щадят слушателей и читателей – это единственный, пожалуй, атрибут трупа у Бабы-Яги. У других народов аналоги Яги куда более красочные, обладают всеми признаками мертвых тел, причем порой все это описывается с точностью протокола патологоанатомического отделения. 
Из этого предположения логично следует объяснение костяной ноги, обязательной для любой уважающей себя Бабы-Яги. Впрочем, такие конечности имеются и у иной нечисти, например, Эмпуса, Пан, фавны, гуляющие по земле черти и даже булгаковские инженеры. Примечательно, что в некоторых сказках вместо Яги в избушках на курьих ножках живут медведи и козлы, т.е. животные. Возможно, что костяная нога – это такой же рудимент принадлежности Яги к животному миру, как куриные ноги у ее обители.

Аллергия на русский дух 

Как правило, войдя в избу на курногах, герой или героиня сначала ничего не видят, но слышат классическое сетование на то, что, мол, явился даже не Иван или Аленушка, а некий русский дух, который, видите ли, пахнет. 
Примечательно, что подобный мотив есть не только в славянских сказках, и не только в сказках вообще. Так, Джеймс Фрезер в своей фундаментальной работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» говорит о том, что живые оскорбляют мертвых прежде всего тем, что живы (простите за плоский каламбур). В сказках долганов, коренных народов Таймыра, есть предостережение: рассказ о том, как мертвые прикончили живого лишь потому, что тот принес с собой повадки и слова «своего мира», т.е. мира живых. В сказках североамериканских индейцев есть собственный аналог мифа об Орфее и Эвридике, рассказывает Гайтон. Живой человек, отправившийся на поиски своей мертвой супруги и спустившись в подземное царство, не подлежит поеданию неким потусторонним злодеем, поскольку не так пахнет. В сказаниях канадских индейцев имеются даже рецепты того, как сойти за своего в мире мертвых – чаще мыться и натираться пахучими травами. В африканских сказках тоже есть упоминание о том, что живые пахнут иначе, чем противны мертвым. Ему предлагают отойти подальше, чтобы обождать, пока выветрится запах очага.
Так что источник аллергии Бабы-Яги – не собственно русский дух, а дух живого человека. Баба-Яга – пограничник мира мертвых, живому в том мире не место, это ненормально. И потому порождает стресс и болезни на нервной почве. 

Перемежающаяся слепота 

Еще один нюанс: не только герой, но Баба-Яга не сразу видит гостя, а слышит его запах. Прямо об этом мало где говорится, но есть свидетельства того, что пограничник-то слепой. Только вот слепота какая-то необычная, избирательная, 
Например, в сказке про Жихарку Баба-Яга обнаруживает свою жертву, только когда последняя подает голос. Вий, чтобы увидеть живого, должен пройти процедуру поднятия век (и чтобы живой посмотрел на него). А чтобы сбежать, герои часто ослепляют ягу, лихо одноглазое – или, если обратиться к античности, то циклопа или грай. 
Есть интересная версия этого загадочного недуга: живые не видят мертвых, а мертвые – живых. То есть слепота эта – относительная. И чудища – Яга или Вий, - это те, кто могут видеть живых, «духовидцы» мира мертвых. И, кстати, обряды инициации и «посвящений» у многих народов тоже подразумевают как бы ослепление, причем далеко не всегда символическое. Например, нанесение на веки кашу с перцем или даже известь – мучительная процедура, которую надо вынести, чтобы потом выйти на новый уровень. 
Кое-какие следы слепоты вещего героя сохранили не только сказки, но и история, и мифология. Например, Иванушка жалуется, что у него глаза надуло, и просит воды – промыть глаза. Ветхозаветные праотцы и судьи (Иаков, Исаак, Самсон), пророки и поэты (Тиресий, Гомер) также слепы, что не мешает им быть более зрячими, чем другие и видеть то, что не видят другие.

Vote up!
Vote down!

Баллы: 2

You voted ‘up’

наверх