4 НОЯБРЯ. ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА РАВНОДУШНОГО

История Опубликовано 04.11.2018 - 18:05 Автор: Редактор Портала ОСИЯННАЯ РУСЬ

Нет, сейчас не о занимательных тестах и подколках, у кого сколько было по истории. К тому же Смутное время было и остается одним из самых загадочных периодов истории и лезть туда, не вытерев ноги, может только очень самонадеянный человек.
Но надо же, наконец, вспомнить, что афоризм «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В. Ключевский) – это не для того, чтобы козырять своей образованностью и начитанностью. 
Сейчас о том, что для большинства из нас 4 ноября – день чуждый и непонятный. 7 ноября – с этим все понятно. А причем тут Смута? Ну, Минин, ну, Пожарский, ну, польская интервенция. 
Есть опасение, что именно такие мысли – то самое масло, по которому так легко съехать на верную гибель.  

"А я-то тут причем?"

Притом, что Смута начинается у нас головах. У каждого, сколько бы дипломов у нас не было, как бы круто мы не разбирались в процентных ставках и айфонах. Мы - потомки тех самых, которые, не успев осознать себя одним народом, принялись поедать друг друга (в т.ч. и буквально).  
Смута – колоссальный раскол в обществе, а если говорить не наукообразно, то длительная братоубийственная резня. 
Нет, внешних врагов скидывать со счетов нельзя, но считать во всем виноватыми «шляхту», «америку» или даже «евреев» – давняя, но неверная традиция. 
Единства не было внутри людей, которые вроде бы составляли народ.  
Оно и проклюнулось-то относительно недавно, в XVI в., когда между периодами правления Ивана III и Ивана IV люди вдруг осознали себя русскими независимо от «прописки». 
И вот это, трудом и кровью достигнутое, единство в Смуту было уничтожено, причем не только в масштабах страны, но на уровне семей. 
Естественно, случилось это не вдруг и не только по вине людей. Так не бывает. Тут и политика власти, и клановые войны Годуновых-Шуйских-Романовых, и обиды верхов друг на друга, - и Голод.
Вот сейчас должно появиться ощущение дежа-вю, особенно если начало 1990-х было пережито в разумном возрасте. И, заодно, осознание того, что вот, история дает ориентир: как поступать, как жить, чтобы преодолеть распад. 
(А именно: перестать поедать друг друга и вспомнить, что мы – одно целое).

"22 октября. Что это было?"

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года имела место сдача польско-литовского гарнизона, засевшего в Кремле - добровольная, без штурма. Князь Пожарский, не желал напрасного кровопролития, выжидал. А что делали все это время воины Второго ополчения? 
Кое-что делали. 
Во-первых, отбили в августе наступление войск Ходкевича, шедшего освобождать польский гарнизон, во-вторых, молились, ходили крестными ходами с Казанским образом Божией Матери (с которой шли от самого Поволжья) – тем же самым занимались по всей стране все русские. И не только русские. Не сказано ведь – День национального или, там, русского, единства.
Единство – оно народное, т.е. всех слоев, от мясников до князей, со всех весей, и всех национальностей. Кстати, в состав ополчения входили татары – из Касимова, Казани, из Сибири. 

"Что не поделили?"

Это глобальный вопрос на многие тома, причем они уже написаны, и авторы – не нам чета. Но для зрелищности и краткости скажем так: Смута –война севера и юга (вот такое посягательство на Великую Американскую историю). В XVII в. северяне замосковные противостояли «вольному» Югу, и у каждой стороны засела в больной голове святая уверенность в собственной правоте и взгляде на то, «как должно быть».
Северяне жаждали земств в сотрудничестве с церковью и самодержавной властью. Южанам нужна была самостийность и широкое самоуправление (проводя аналогию с Польшей – сильный сейм и ледащие корольки). 
Кстати, первые Советы появились как раз в 1608-1610 гг., и назывались именно советами, и являлись ими по сути (всесословные выборные органы и т.п.). Перед походом на Москву в Ярославле создали Совет всея земли, который сформировал кабинет министров, и разработал модель приказного управления, и даже запустил чеканку денег.

"И чем все это кончилось?"

А разве кто-то сказал, что кончилось? Условно можно очертить даты и последствия, но Смута на то и Смута, что не подчиняется законам. Она над временем. И очень точно выражена суть этого явления строкой из песни: «есть у революции начало, нет у революции конца». 
Стычки, бунты, усмирения были и после 22 октября, и Смута, как считается, закончилась где-то в первом десятилетии XVII в. Но на самом-то деле она никуда не делась. Как и все воспалительные процессы, затаилась на время. Точно так же, как не закончилась Гражданская война в 1922-м, она лишь приняла иные формы (внутрипартийные войны, репрессии, расслоение на пролетариат и чистоплюев и т.п.). 
Так же, как ничего не закончилось и в 1990-х. 
Смута прочно сидит в наших головах, чувствует себя, как дома.
Но если даже хотя бы однажды в год при взгляде на памятник Минину и Пожарскому в сердце каждого из нас появится хотя бы тень раскаяния в нелюбви к ближнему, хотя бы малейшее стремление к единству. И пусть хотя бы в этот день смолкнут мятежные кухонные разговоры о том, как нам навести порядок в России. С беспорядком в голове об этом даже думать очень опасно.
И пусть Народное Единство пока мечта, но это достойная мечта, это идеал, к которому надо стремиться ежечасно и ежедневно. Пусть даже через воспоминания о том, как некогда нам всем удалось его достичь.
 

Vote up!
Vote down!

Баллы: 2

You voted ‘up’

наверх