Как наши предки отмечали святки

Фольклор Опубликовано 07.01.2018 - 17:10 Автор: elizabeth

Мила Янина, коуч, писатель:

 

Святки – магия и мудрость древних славян

 

После Нового года мы ждем Рождества. А с Рождеством Христовым – Святок. И кажется, что неотъемлемая часть христианства. Вот и в Интернете все в таком духе: «Святки – праздник христианский, но к нему примешалось много языческих праздников», «установлен в 451 году от Р.Х. в период Единой церкви». Это фальсификация. На самом деле Святки – языческий праздник южных и восточных славян, неотъемлемая традиция  земледельцев.

 Но Апостольская церковь  поступила мудро, привязав   церковные праздники к дням народных (языческих) веселий и ритуалов. И в первый день  Святок  стали праздновать Рождество, а в их окончание - Крещение.

 

Так что же это за  древний-предревний праздник -Святки?  Первым  месяцем года у южных и восточных славян был март. Первый день  Нового года, вплоть до петровских времен, отмечался 1-го марта, что совпадало с засевом нового урожая. Перед подготовкой к посеву нужно попросить Силы небесные о милости и помощи. В марте обряды у земледельческих народов совершались для плодородия.  Церковь к этому языческому празднику подвязала Дунькины именины. День Евдокии - один из самых почитаемых праздников, требующий трапез и ритуалов.

 

А вот в десятом месяце года – в декабре, нужны были такие обряды, которые могли защищали от голода, дать силы выжить, сохранить  скот и самим не помереть и не замерзнуть. В это лютое время года славяне-язычники просили благорасположения как у Сил небесных, так и у всякой земной нечисти - у нЕжити. И сегодня в некоторых домах в эти дни хозяева  оставляют на полу на ночь какую-нибудь сладость  для Домового, за то что он оберегает дом от неладного. Утром выбрасывают свое угощение, и даже собаке «упаси бог это  скушать».

 

Центральным событием праздника была общесемейная трапеза в начале святочной недели. Для нее готовилось нечетное количество блюд – от семи: сбитень, шарики из хлебных крошек, которые берегли к празднику, потом смешивали с медом диких пчел, густой ягодный, молочный, овсяный  кисель, который ели из общей миски большими  деревянными ложками, в калиновый кисель вместо крахмала, выжатого из картофеля, добавляли муку, маковые плюшки...ну и много чего ещё. Также на стол ставили пустые миски по числу умерших в этом году. Тема смерти у древних язычников и ранних христиан никогда не вызывала «чувства нездешней жути».

Особое внимание в эти дни было к  приметам погоды, которые были подсказками  земледельцам – когда сеять, когда собирать урожай, чтобы быть готовым ко всему.

 

ГАДАНИЕ

Гадание было неотъемлемым ритуалом в дни Святок. Нужно было получить наставления и подсказки с помощью гадания и магии. Только в эти 12 дней было принято гадать и  заниматься магическими обрядами. Так же, как на праздник Купалы было принято заниматься любовью с теми, кто люб. (Язычникам никто не запрещал «свободную любовь», но они руководствовались  знаниями по «технике безопасности», которые передавались  из уст в уста из рода в род )

Вот примеры святочных гаданий: 

*Как можно выше запулить валенок с ноги, чтобы узнать, с какой стороны ждать жениха: если валенок падал носком к девушке, не будет у нее жениха до следующих Святок. 

* В стакан с водой капали из яйца немного белка и он обретал форму, которая показывала, чего ожидать.

* Сжигали полено и брали из него огарок (позже сжигали мятую бумагу на блюдце), располагая его между свечой и стеной, по тени на стене старались предсказать будущие события. 

 * Парни и девки воровали куриц и клали их в мешки. Потом, спрятавшись в бане, доставали наугад по петуху с курицей. На полу были насыпаны зерно,  монетки, налита  вода, и по поведению птиц предполагали  картину семейной жизни каждого участника гадания. А утром хозяева украденных куриц со смехом и шутками ходили друг к другу, чтобы найти и обменять чужих кур на своих.

 * Бабы и девки клали под платок какую-то вещь, гадалка или бабка повитуха под платком брала одну из них и, держа ее в руке, пела, что на ум придет, – это было предсказание, а потом вынимала руку из-под платка и все видели, что кого ждет. Особо смелые гадали с зеркалами и использовали  разную  магию.

Всю святочную неделю по домам ходили ряженые   в разные личины. Они плясали,  пели веселые, соблазнительные песни. Водили с собой козу. Коза была кормилицей, скромницей - ела мало, кормила не хуже коровы. У всех древних народов она была оберегом. Интересно, что музыкальное течение hevi metal сделали знак «козы»  своим символом. В деревнях юго-запада России и сегодня «водят козу» на Святки. 

 

Другая традиция Святок – колядование.  Это не только святочный обряд - его проводили сезонно, словно при смене времени года маркер ставили - благодарили Силы небесные за прожитое и просили помощи для грядущего. С приходом христианства колядующие ходили по дворам в Пасху - весной, на Троицу - летом, на Николу - осенью.

Обходили все дворы до одного, потому что считали, что если обделённые дома будут жить плохо, то плохо будет всей деревне. Ведь колядки несли функцию обережную - оберегали от зла и горя и несли функцию благопожелания. Колядующие сидели и стояли определенным образом: кто на пороге, кто у печи, а кто по центру. Словом, фэншуй отдыхает в сравнении со славянской обережной магией, где каждый смысловой ряд несет свою задачу. Но все двигалось, пелось и топталось во имя чего-то, а не потому что. Славили хозяев всегда со знаком плюс, чтобы это появилось или укрепилось, а они за это сыпали колядующим гостинцы в мешки. Даров давали где мало, где много, но все было на пользу всей общине и каждому роду.

Колядки пели группы: баб, мужиков, детей и смешанные группы. Каждая группа исполняла определенную задачу. В лютый декабрь колядовали все 12 дней, больно боялись одиннадцатого месяца года - февраля.

Церковь, не одобряя все ритуалы Святок, колядки не трогала. Со временем колядки преобразовались в духовные песнопения. То ли хитрый народ хотел так умилостивить церковь, толи он действительно проникся любовью к Христу-Спасителю. 

 

КОЛЯДКИ
***
 

Гуси - Лебеди летели, 

Мы - малешеньки 

Колядовщачки,

Мы пришли прославить,

Хозяев величать.

Ивану Иванычу

Житья сто лет,

Просковеюшке

Всегда здравице,

Всем детушкам-сыновьям,

Дочерям-барышням

Добра здравьица.

Наша-то колядка

Ни велика, ни мала,

Прославленье принесла,

Подавайте пирог или денежку

***

Коледа-маледа, 

Запросили пирога

У хозяина Семена,

У хозяйки Фроси,

Подарите, не знобите

Колядовщиков.

У нас полным-полно

Всяких снедовьев:

На печном окошке

Блин да лепешки,

Подавайте, не ломайте

Только крошки подбивайте,

Колядовщики.

 

***

На эту колядку композитор Александр Вустин написал 

Симфоническое сочинение «Песня Лукерьи для народного голоса, ударных и магнитной пленки»

Здесь стоит обратить внимание на  соединение язычества и христианства:

 

Рождество твое, Христе Боже наш!

Восстаньте, мирови свет разума, 

В нем бо звёздам служащий,

Со звёздами лучахуся,

Тебе кланяется Солнце Правды,

Тебе видети с высоты Востока,

Господи, Слава Тебе!

*(Сборник текстов с нотами «Традиции Гороховецкого края»)

 

Автор благодарит за уникальные знания этнолога-музеолога Ирину Савельеву, а также студента МГК Ивана Токарева

 

Vote up!

3

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

Еще на эту тему

Комментарии


А у нас до сих пор и колядуют и щедруют и посевают- очень красочные дни.) Очень интересно, что в статье этнографами кондак второго по значимости православного Праздника приписан традициям Гороховецкого края.Хотя на сегодня авторство кондака "Рождество Твое.." утеряно и упоминается сам данный кондак впервые в уставе Константинопольского храма св. Софии 9 века.Такова уж судьба многих великих поэтических творений- уходить в народ и спустя века становиться народными и "родными" в разных уголках.) Еще раз- с Рождеством и радостных Святок!

Кстати, оговорилась- тропарь).Хочется сказать по простонародному- а, впрочем, какая разница)- главное, что слова в нем главные.Самого Праздника Рождества не знали до 4 века, а сегодня хочется сказать спасибо предкам за такие важные, наполненные Светом Сияния дни.

Я на воске каждый год гадаю - хоть и суеверие, но смешно все же!
наверх