«Пусть говорят: поэзия – мечта». 200 лет со дня рождения Аполлона Майкова

Опубликовано 04.06.2021 - 11:39 Автор: Ева Рубич

Семейное воспитание Аполлона Майкова

 

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

 

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

 

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

 

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

 

Получение образования

 

Когда Аполлону Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

 

В 1837 году Аполлон Майков поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет. Там он занимался древнегреческой и римской историей. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. И сразу удача – похвалил неистовый Виссарион:

 

«Даровита земля русская: почва ее не оскудевает талантами… Стихотворения г. Майкова хоть и расположены без всякой системы, без всякого разделения, тем не менее, они сами собою разделяются, в глазах читателя, на два разряда, не имеющие между собою ничего общего, кроме разве хорошего стиха, почти везде составляющего неотъемлемую принадлежность музы молодого поэта. К первому разряду должно отнести стихотворения в древнем духе и антологическом роде. Это перл поэзии г. Майкова, торжество таланта его, повод к надежде на будущее его развитие. Второй разряд составляют стихотворения, в которых мы желали б найти поэта, современного и по идеям, и по чувствам, по симпатии и антипатии, по скорбям и радостям, надеждам и желаниям, но – увы! – мы не нашли в них, за исключением слишком немногих, даже и простого поэта…», – писал Белинский.

 

Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.

 

Путешествие за границу

Первый сборник стихов Аполлона Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия – средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

 

Как итог – второй сборник, вышедший под названием «Очерки Рима» в 1847 году в Петербурге. Вернувшись на родину, он сближается с петрашевцами, особенно с Фёдором Михайловичем Достоевским.

 

Петрашевцы — осуждённые в 1849 году участники встреч у Михаила Буташевича-Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»). Значительная часть осуждённых понесла наказание только за распространение письма Белинского к Гоголю или за недоносительство о собраниях.

 

Кружок Петрашевского и натуральная школа

 

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.

 

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым. Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

 

…На полке книги — да, о человеке

Вы можете наверно заключать

По избранной его библиотеке,

В его душе, в понятиях читать, —

Лежали там комедии Гольдони,

История мадонны и святых,

Либретто оперы, стихи Тассони

Да календарь процессий храмовых…

Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)

 

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

 

Творчество Аполлона Майкова

В творчестве Аполлона Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

 

В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев. Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции – «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».

 

В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.

 

Помимо стихотворчества Аполлон Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» – великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших. Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран – Греции, Испании, Сербии. Стихи А. Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.

 

«Его стихи напоминают античных поэтов»

 

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

 

Основные вехи биографии

 

Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве Аполлона Майкова были:

  • 1834 г. – переезд семьи Майковых в Петербург;
  • 1837–1841 гг. – обучение в университете;
  • 1842-1844 гг. – заграничное путешествие;
  • 1852 г. – начал работать в комитете иностранной цензуры;
  • 1853 г. – стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
  • 1853–1866 гг. – рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
  • 1857 г. – получил чин действительного статского советника;
  • 1882 г. – удостоен Пушкинской премии;
  • 1888 г. – получил чин тайного советника;
  • 1897 г. – утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.

 

Николай Аполлонович был женат. Его супругой стала Анна Ивановна Штеммер, которая родила поэту четверых детей: троих сыновей Николая, Владимира, Аполлона и дочь Веру. Они прожили счастливую долгую жизнь.

 

Вообще жизнь знаменитого поэта была размеренна и спокойна. В его биографии нет наполненных горем событий, жизнь его прошла без потрясений, принося ему только удовольствие от занятия творчеством и его служению отечеству.

 

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

 

Известные представители рода Майковых

 

Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:

  • Нил Сорский (в миру Николай Федорович) – знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
  • Василий Иванович – поэт, творивший в екатерининские времена;
  • Аполлон Александрович – директор Императорских театров, дед поэта;
  • Николай Аполлонович – талантливый исторический живописец, достигший звания академика живописи – отец А. Майкова;
  • Евгения Петровна – переводчица и писательница – мать поэта.

Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:

  • Валериан Николаевич – публицист и литературный критик;
  • Владимир Николаевич – писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
  • Леонид Николаевич – член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.

 

Сомнение

Пусть говорят: поэзия — мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысл — красота;
Пусть нет для мореходцев дальных
Сирен опасных, нет дриад
В лесах густых, в ручьях кристальных
Золотовласых нет наяд;
Пусть Зевс из длани не низводит
Разящей молнии поток
И на ночь Гелиос не сходит
К Фетиде в пурпурный чертог;
Пусть так! Но в полдень листьев шепот
Так полон тайны, шум ручья
Так сладкозвучен, моря ропот
Глубокомыслен, солнце дня
С такой любовию приемлет
Пучина моря, лунный лик
Так сокровен, что сердце внемлет
Во всем таинственный язык;
И ты невольно сим явленьям
Даруешь жизни красоты,
И этим милым заблужденьям
И веришь и не веришь ты!

 

 

Источники: ( http://babr24.com/msk/?IDE=214744 ),

( http://parnasse.ru/klassika/maikov-apolon-nikolaevich-1821-1897/ )

 
 
 

 

 

 

 
 
 
 
Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх