"Первостатейный русский писатель" 200 лет со дня рождения А. Ф. Писемского

Опубликовано 23.03.2021 - 14:12 Автор: Ева Рубич

Алексей Феофилактович ещё при жизни настолько прославился, что по его произведениям писались научные работы, а критики и литературоведы  спорили о содержании той или иной его книги. Подобного признания при жизни мало кому удавалось добиться.

 

Множество произведений А. Ф. Писемского были переведены на английский, немецкий, французский и другие европейские языки ещё при его жизни. Писемский нередко выступал на публике, читая свои произведения вслух на литературных вечерах. Одним из наиболее известных произведений А. Ф. Писемского считается пьеса «Горькая судьбина». Её неоднократно называли лучшей в истории российской драматургии.

 

Большую часть жизни Писемский посвятил государственной службе, дослужившись до чина титулярного советника. Он был настолько популярен, что его авторитет в литературной среде был равен авторитету таких мастеров пера, как Ф. Достоевский и Л. Толстой.

 

Основные черты характера Писемского правдивость и искренность стали первостепенным достоинством его дарования. Любовь Писемского к родной земле, ко всему русскому неизменно отражалась в его произведениях. В изображении русского мужика, в передаче народной речи Алексей Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был.

 

Первым опубликованным произведением Писемского был рассказ "Нина", опубликованный в печати, когда начинающему писателю было двадцать семь лет (1848), но настоящую известность ему принесла повесть "Тюфяк" (1850). Уже первые повести поставили его в один ряд с лучшими писателями того времени.

 

В 1953 Погодиным были изданы "Повести и рассказы" Писемского в трех томах, куда вошли уже известные его произведения: "Комик", "Брак по страсти", "Ипохондрик" и др. Его отношения с "молодой редакцией" "Москвитянина" (А.Островский, А.Григорьев и др.) все больше укреплялись. В "Москвитянине" был опубликован первый рассказ из серии "Очерки из крестьянского быта" - "Питерщик", затем последовали "Леший" (1853) и "Плотничья артель" (1855), позже - "Старая барыня" и "Батька" (1862).

 

Выйдя в отставку и переехав зимой 1954 в Петербург, он сближается с редакцией "Современника", но печатается и в других изданиях.

 

В 1856 уезжает на восемь месяцев в организованную Морским министерством экспедицию на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Вернувшись, печатает ряд очерков и приступает к работе над одним из главных своих произведений, романом "Тысяча душ", который был напечатан в "Отечественных записках" в 1858. По мнению критиков, предвосхитил идею «Преступления и наказания», и открыл «в русской литературе галерею героев, перешагивающих через собственную совесть, совершающих изначальное зло ради будущего добра».Важное место в творчестве Писемского заняла также пьеса "Горькая судьбина" (1859), за которую он в 1860 получил премию Академии наук.

 

В 1860 становится ответственным редактором "Библиотеки для чтения". Выступает с рядом фельетонов, направленных против революционно-демократической журналистики ("Искры" и "Современника"). Редакторы "Искры" вызвали Писемского на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.

 

Летом 1862 был за границей, встречался в Лондоне с Герценом. Вернувшись, опубликовал в реакционном "Русском вестнике" роман "Взбаламученное море", единодушно осужденный демократической критикой.

 

В 1860 - 70-е годы писатель утратил свое влияние в литературе, хотя продолжал интенсивно работать. В эти годы пишет драмы и романы: "Былые соколы" (1864), "Птенцы последнего слета" (1865), "Хищник" (1873), "Просвещенное время" (1875) и др. В 1877 вышел роман "Мещане", вызвавший много отзывов в печати, высоко оцененный Тургеневым.

 

Публикация последнего романа "Масоны" закончилась в конце 1880 в журнале "Огонек" за несколько месяцев до смерти Писемского. Он умер 21 января (2 февраля н.с.) 1881.

 

"Первостатейный русский писатель" 200 лет со дня рождения А. Ф. Писемского
 

 


 

Цитаты из книги "Тысяча душ"

 

Гордость есть двух родов: одна благородная – это желание быть лучшим, желание совершенствоваться; такая гордость – принадлежность великих людей: она подкрепляет их в трудах, дает им силу побороть препятствия и достигать своей цели. А эта гордость – поважничать

 

Он взялся за литературу, как за видное и выгодное занятие. Он думал обмануть публику, но вот один из передовых ее людей понял это, а может быть, понимают также и сотни еще других, а за ними поймет, наконец, толпа!

 

Ему казалось, что этому болвану внутри его ничего не мешает жить на свете и копить деньгу. За десять целковых он готов, вероятно, бросить десять любовниц, и уж, конечно, скорей осине, чем ему, можно было растолковать, что в этом случае человек должен страдать.

 

Эхма, молодежь, молодежь! Ума у вас, может быть, и больше против нас, стариков, да сердца мало!

 

Надобно сказать, что комфорт в уме моего героя всегда имел огромное значение. И для кого же, впрочем, из солидных, благоразумных молодых людей нашего времени не имеет он этого значения? Автор дошел до твердого убеждения, что для нас, детей нынешнего века, слава… любовь… мировые идеи… бессмертие – ничто пред комфортом

 

Супруги должны недостатки друг у друга исправлять любовью и кротостью, а не бранью

 

Воспрещать ребенку резвиться — значит отравлять самые лучшие минуты жизни и омрачать самую чистую, светлую радость .

 

В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало

 
 
 
 
Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

наверх