Мила Янина, коуч, писатель:
Святки – магия и мудрость древних славян
После Нового года мы ждем Рождества. А с Рождеством Христовым – Святок. И кажется, что неотъемлемая часть христианства. Вот и в Интернете все в таком духе: «Святки – праздник христианский, но к нему примешалось много языческих праздников», «установлен в 451 году от Р.Х. в период Единой церкви». Это фальсификация. На самом деле Святки – языческий праздник южных и восточных славян, неотъемлемая традиция земледельцев.
Но Апостольская церковь поступила мудро, привязав церковные праздники к дням народных (языческих) веселий и ритуалов. И в первый день Святок стали праздновать Рождество, а в их окончание - Крещение.
Так что же это за древний-предревний праздник -Святки? Первым месяцем года у южных и восточных славян был март. Первый день Нового года, вплоть до петровских времен, отмечался 1-го марта, что совпадало с засевом нового урожая. Перед подготовкой к посеву нужно попросить Силы небесные о милости и помощи. В марте обряды у земледельческих народов совершались для плодородия. Церковь к этому языческому празднику подвязала Дунькины именины. День Евдокии - один из самых почитаемых праздников, требующий трапез и ритуалов.
А вот в десятом месяце года – в декабре, нужны были такие обряды, которые могли защищали от голода, дать силы выжить, сохранить скот и самим не помереть и не замерзнуть. В это лютое время года славяне-язычники просили благорасположения как у Сил небесных, так и у всякой земной нечисти - у нЕжити. И сегодня в некоторых домах в эти дни хозяева оставляют на полу на ночь какую-нибудь сладость для Домового, за то что он оберегает дом от неладного. Утром выбрасывают свое угощение, и даже собаке «упаси бог это скушать».
Центральным событием праздника была общесемейная трапеза в начале святочной недели. Для нее готовилось нечетное количество блюд – от семи: сбитень, шарики из хлебных крошек, которые берегли к празднику, потом смешивали с медом диких пчел, густой ягодный, молочный, овсяный кисель, который ели из общей миски большими деревянными ложками, в калиновый кисель вместо крахмала, выжатого из картофеля, добавляли муку, маковые плюшки...ну и много чего ещё. Также на стол ставили пустые миски по числу умерших в этом году. Тема смерти у древних язычников и ранних христиан никогда не вызывала «чувства нездешней жути».
Особое внимание в эти дни было к приметам погоды, которые были подсказками земледельцам – когда сеять, когда собирать урожай, чтобы быть готовым ко всему.
ГАДАНИЕ
Гадание было неотъемлемым ритуалом в дни Святок. Нужно было получить наставления и подсказки с помощью гадания и магии. Только в эти 12 дней было принято гадать и заниматься магическими обрядами. Так же, как на праздник Купалы было принято заниматься любовью с теми, кто люб.
Вот примеры святочных гаданий:
*Как можно выше запулить валенок с ноги, чтобы узнать, с какой стороны ждать жениха: если валенок падал носком к девушке, не будет у нее жениха до следующих Святок.
* В стакан с водой капали из яйца немного белка и он обретал форму, которая показывала, чего ожидать.
* Сжигали полено и брали из него огарок (позже сжигали мятую бумагу на блюдце), располагая его между свечой и стеной, по тени на стене старались предсказать будущие события.
* Парни и девки воровали куриц и клали их в мешки. Потом, спрятавшись в бане, доставали наугад по петуху с курицей. На полу были насыпаны зерно, монетки, налита вода, и по поведению птиц предполагали картину семейной жизни каждого участника гадания. А утром хозяева украденных куриц со смехом и шутками ходили друг к другу, чтобы найти и обменять чужих кур на своих.
* Бабы и девки клали под платок какую-то вещь, гадалка или бабка повитуха под платком брала одну из них и, держа ее в руке, пела, что на ум придет, – это было предсказание, а потом вынимала руку из-под платка и все видели, что кого ждет. Особо смелые гадали с зеркалами и использовали разную магию.
Всю святочную неделю по домам ходили ряженые в разные личины. Они плясали, пели веселые, соблазнительные песни. Водили с собой козу. Коза была кормилицей, скромницей - ела мало, кормила не хуже коровы. У всех древних народов она была оберегом. Интересно, что музыкальное течение hevi metal сделали знак «козы» своим символом. В деревнях юго-запада России и сегодня «водят козу» на Святки.
Другая традиция Святок – колядование. Это не только святочный обряд - его проводили сезонно, словно при смене времени года маркер ставили - благодарили Силы небесные за прожитое и просили помощи для грядущего. С приходом христианства колядующие ходили по дворам в Пасху - весной, на Троицу - летом, на Николу - осенью.
Обходили все дворы до одного, потому что считали, что если обделённые дома будут жить плохо, то плохо будет всей деревне. Ведь колядки несли функцию обережную - оберегали от зла и горя и несли функцию благопожелания. Колядующие сидели и стояли определенным образом: кто на пороге, кто у печи, а кто по центру. Словом, фэншуй отдыхает в сравнении со славянской обережной магией, где каждый смысловой ряд несет свою задачу. Но все двигалось, пелось и топталось во имя чего-то, а не потому что. Славили хозяев всегда со знаком плюс, чтобы это появилось или укрепилось, а они за это сыпали колядующим гостинцы в мешки. Даров давали где мало, где много, но все было на пользу всей общине и каждому роду.
Колядки пели группы: баб, мужиков, детей и смешанные группы. Каждая группа исполняла определенную задачу. В лютый декабрь колядовали все 12 дней, больно боялись одиннадцатого месяца года - февраля.
Церковь, не одобряя все ритуалы Святок, колядки не трогала. Со временем колядки преобразовались в духовные песнопения. То ли хитрый народ хотел так умилостивить церковь, толи он действительно проникся любовью к Христу-Спасителю.
КОЛЯДКИ
***
Гуси - Лебеди летели,
Мы - малешеньки
Колядовщачки,
Мы пришли прославить,
Хозяев величать.
Ивану Иванычу
Житья сто лет,
Просковеюшке
Всегда здравице,
Всем детушкам-сыновьям,
Дочерям-барышням
Добра здравьица.
Наша-то колядка
Ни велика, ни мала,
Прославленье принесла,
Подавайте пирог или денежку
***
Коледа-маледа,
Запросили пирога
У хозяина Семена,
У хозяйки Фроси,
Подарите, не знобите
Колядовщиков.
У нас полным-полно
Всяких снедовьев:
На печном окошке
Блин да лепешки,
Подавайте, не ломайте
Только крошки подбивайте,
Колядовщики.
***
На этот церковный текст композитор Александр Вустин написал Симфоническое сочинение «Песня Лукерьи для народного голоса, ударных и магнитной пленки» и этот тропарь народ исполнял как колядку
Здесь стоит обратить внимание на соединение язычества и христианства:
Рождество твое, Христе Боже наш!
Восстаньте, мирови свет разума,
В нем бо звёздам служащий,
Со звёздами лучахуся,
Тебе кланяется Солнце Правды,
Тебе видети с высоты Востока,
Господи, Слава Тебе!
*(Сборник текстов с нотами «Традиции Гороховецкого края»)
Автор благодарит за уникальные знания этномузыколог Ирину Савельеву, а также студента МГК Ивана Токарева
Комментарии
Рында Татьяна
пн, 01/08/2018 - 01:26
Постоянная ссылка (Permalink)
А у нас до сих пор и колядуют
Рында Татьяна
пн, 01/08/2018 - 01:37
Постоянная ссылка (Permalink)
Кстати, оговорилась- тропарь)
Марья
пн, 01/08/2018 - 21:13
Постоянная ссылка (Permalink)
Я на воске каждый год гадаю -
Хасанов Васил Калмакматович
пн, 05/27/2019 - 15:59
Постоянная ссылка (Permalink)
Здравствуйте, Елизавета!