Титов Фѐдор Андреевич (1846, Константиново – 1927, там же) – дед Есенина по материнской линии, крестьянин. В молодости занимался отхожим промыслом: сначала нанимался рабочим на плоты и баржи возить дрова, позже приобрел собственные баржи и стал получать от них доход. Через некоторое время часть их утонула, часть сгорела, после чего Фѐдор Андреевич Титов вернулся домой и стал вести свое хозяйство.
По воспоминаниям Е. Есениной, «вся округа знала Фѐдора Андреевича Титова. Умен в беседе, весел в пиру и сердит в гневе, дедушка умел нравиться людям. Он был недурен собою, имел хороший рост, серые задумчивые глаза, русый волос и сохранил до глубокой старости опрятность одежды…» (Есенина Е. С. 7). Он «был человеком с большим размахом, любил повеселиться и погулять» (Есенина Е. С. 51), отличался щедростью, не жалея денег на пожертвования церкви, за удачное плаванье построил перед своим домом часовню. Детство Есенина с 1901 г. до начала 1905 г. прошло в доме Фѐдора Андреевича Титова. Об этом времени у поэта остались следующие вспоминания: «Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю» (ПСС, Т. VII (1). С. 14). Знаток духовных стихов и большой любитель «великого множества народных песен», Ф.А. Титов способствовал формированию этого же чувства у Есенина, который стал глубоким ценителем национальной песенной культуры, чья лирика характеризуется ярко выраженной песенностью. Приезжая в Константиново, Есенин всегда навещал деда, и их встречи, по воспоминаниям последнего, сопровождались совместным пением. Общение с дедом, который в силу своего народного мироощущения раскрывал перед Есениным-ребенком особенности окружающего мира, в определенной степени закладывало почву для развития «органического образа», свойственного есенинской лирике. Особенности характера Фѐдора Андреевича Титова, его необузданный нрав, сочетающийся с большой добротой и нежностью, стали родовыми чертами, воплощенными и в есенинском темпераменте. Немалую роль сыграл Фѐдор Андреевич Титов в формировании есенинского духа озорства: подзадоривая внука на кулачную, дед боролся с ним, учил быть сильным и крепким, закаленным к тяготам жизни. Не случайно Есенин писал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, умственный мужик» (Розанов. «Есенин о себе и о других». С. 17). Создавая в 20-х годах свою поэтическую биографию, Есенин вписывает в свой «родословный миф» деда как «старообрядского начетчика» и «книжника». Сотворив легенду, поэт тем самым стремился показать себя выходцем из глубинных слоев народа, «наследником мудрости пращуров», а также вызвать к себе интерес столичных литературных кругов, где в начале ХХ века возрождение неонароднических настроений. Образ деда, которому Есенин придает биографические, портретные черты, встречается в стихотворениях «Молотьба» (1914–1916), «Дед» (1915), «К теплому свету, на отчий порог…» (1917), «Заря над полем – как красный тын» (1917), «Синий туман, снеговое раздолье» (1925), «Ах, как много на свете кошек» (1925). Обращения к деду звучат в стихотворениях «Возвращение на родину» (1924), «Письмо деду» (1924), «Мой путь» (1925). По мнению искусствоведа М.В. Бабенчикова, героя повести «Яр» – деда Иена – Есенин «наделил чертами своего любимого деда…» (Цит по: ПСС,V, с. 358). Есенин передает привет деду в письме от 16.06.1925. Воспоминания Фѐдора Андреевича Титова о Есенине и своей жизни записал в своем дневнике И.Н. Розанов, который летом 1926 г. приезжал в Константиново в составе делегации Союза писателей.
Комментарии
Рында Татьяна
вс, 07/16/2017 - 15:23
Постоянная ссылка (Permalink)
Очень понравилась статья,
Лера Кач
вс, 07/16/2017 - 22:11
Постоянная ссылка (Permalink)
Согласна! Так много пишут о
Дмитрий Дарин
пн, 07/31/2017 - 08:05
Постоянная ссылка (Permalink)
Очень поучительная статья для
Гонщик
ср, 08/16/2017 - 21:50
Постоянная ссылка (Permalink)
Да, мало про настоящую родню