Изба (истьба, истобка, stubа) – в любом случае жилое и теплое помещение, в котором рождались, жили, рожали, умирали. Настоящее святилище, материал и место для которого выбирали крайне тщательно. Так, считалось недопустимым строиться на месте бани, дороги и тем более кладбища. А вот на пепелище – почему бы и нет, тем более что печь, как правило, оставалась, ее достаточно было отмыть и побелить заново. Лучшим материалом для срубов считались сосна, ель и лиственница. Хвойный лес как нельзя лучше подходил для этих целей - длинный, стройный, легко поддающийся обработке, и, к тому же с отличными теплопроводными свойствами. Однако не любое дерево заслуживало того, чтобы лечь в стену дома. Помимо больных, старых, уже умерших деревьев нельзя было вырубать придорожные: они носили имя «буйных». (Считалось, что и в виде бревен такое дерево не прочь побесчинствовать, например, при стройке придавить кого-нибудь, а в дальнейшем даже выпасть из стены!). До сегодняшних дней сохранился обычай, который трудно назвать благочестивым: укладывать под каждый венец сруба свои обереги (монетки или банкноты, моток пряжи и даже ладан – для богатой, теплой и даже святой жизни).
Выше уже было сказано, что изба по определению должна быть теплой, но, как показывают исследования этнографов, для всех в разной степени. В частности, если место на печке предназначалось больным, старым и малым, то клеть – дополнительная пристройка к основному жилищу, - отапливалась по остаточному принципу и доставалась салагам... простите, молодежи.
Ранее все русские избы по умолчанию строились курными, т.е. печи в них топили по-черному. Дым сам находил, откуда ему выходить – в окошки, в двери или, при наличии через дымарь в кровле.
В XII в. появились избы с дымоходами – первоначально как роскошь и удел богатеев, но потом это стало уже традицией, и очень скоро по-черному топили только бани.
Избы подразделялись в зависимости от по количеству стен: четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.
Классическая четырехстенка – это обычный сруб под двускатной крышей. Сени к таким избам пристраивали из утилитарных соображений, чтобы холодный воздух не попадал сразу в жилье.
Более распространенный вариант – пятистенка, сруб, разделенный поперек капитальной стеной. Как правило, пятой стеной отсекали большую часть под горницу – основное жилое обиталище, места для готовки и приема пищи, а меньшую делали или сенями, или еще одним жильем (для молодежи, поскольку печь «оставалась» в горнице).
Избушка крестовик может быть названа избушкой лишь условно – это был полноценный особняк для большого семейства. Пятая стена располагалась поперек, стена шестая - вдоль, под четырехскатной крышей, без фронтонов. Наконец, шестистенка представляла собою сруб, разделенный парой капитальных стен.
Дворы, т.е. дополнительные хозпостройки, могли быть как открытыми, так и вполне себе закрытыми. Там, где потеплее, предпочитали дворы открытые, по крайней мере, общей крыши у них не было, а сами они стояли поодаль от жилья (по вполне понятным причиным). Чем далее на север, тем чаще дворы выглядят как пристройки, помещения, расположены под одной крышей. Изба, в которой прожило не одно поколение крепких хозяйственников, разрасталась и расползалась по всему наделу, являя закрытую одной общей крышей систему, передвигаться по которой можно было тотчас, встав с лавки, не боясь ни обморозиться, ни промокнуть или продрогнуть. И потом, дополнительное тепло от скотины позволяло экономить на отоплении. Ну, а что до запаха и прочего, то наши предки на такие мелочи внимания не обращали – после целого дня изматывающего крестьянского труда никакое амбре и гам не могли помешать крепкому заслуженному сну.
Комментарии
Девушка из бухгалтерии
сб, 12/22/2018 - 13:53
Постоянная ссылка (Permalink)
У моей бабушки такая изба в
Гонщик
вт, 01/08/2019 - 16:19
Постоянная ссылка (Permalink)
И у моих деда с бабкой такая