Неизвестный художник Павел Федотов

Публицистика Опубликовано 29.08.2016 - 03:54 Автор: Ширинский Надир

ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (1815 – 1852)

«Одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства».

Художник А. Н. Бенуа.

Павел Федотов родился 22 июня 1815 года в Москве в многодетной бедной семье мелкого чиновника. В возрасте 11 лет поступил в Первый Московский кадетский корпус. Уже в эти годы разносторонне одаренный от природы юноша серьезно интересовался математикой, химией, не без успеха пробовал сочинять стихи, изучил французский и немецкий языки, даже делал переводы од немецкого поэта Клопштока. Обладая отличным голосом и тонким слухом, был солистом в хоре певчих. Тогда же проявился художественный дар Федотова – он серьезно увлекся рисованием.

В 1833 году будущий художник окончил кадетский корпус с отличием и был зачислен в чине прапорщика в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге. Сохранился дневник Павла Андреевича, который свидетельствует о том, что после службы, в казармах, он усердно играл на фортепиано, скрипке, флейте, сочинял романсы и песни, для которых сам писал музыку и стихи, и сам же их пел, аккомпанируя себе на гитаре. Но живопись постепенно вытеснила все другие увлечения. С 1835 по 1845 годы Федотов занимался в вечерних классах Академии художеств. Его мечта тех лет – стать художником-баталистом.

Приняв решение целиком посвятить себя живописи, Павел Андреевич зимой 1843-44 г. г. в чине капитана вышел в отставку с очень маленькой государственной пенсией. С этого момента вся его жизнь представляла собой непрестанную борьбу с нищетой.

В 1844 году он получает письмо от своего кумира, поэтическим творчеством которого восхищался с детства – И. А. Крылова. Знаменитый баснописец случайно увидел несколько набросков Федотова и, восхищенный, счел своим долгом посоветовать молодому человеку «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта». Павел Андреевич начинает пристально изучать жизнь городских окраин, зарисовывать понравившиеся ему типажи, сценки из жизни простых людей.

Вскоре он знакомится с Достоевским, Некрасовым, Панаевым, становится своим в литературных и художественных кругах северной столицы.

В 1849 году П. А. Федотов принимает участие в академической выставке с картинами «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора». В этом же году Совет Академии художеств по инициативе К. Брюллова присудил П. А. Федотову звание академика живописи.

«Совет академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и зазвучало по всей России. Во все продолжение выставки толпа зрителей толкалась и жалась перед этими произведениями; всякому хотелось вдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописи изображениями, целиком выхваченными из жизни, полными мысли и здорового юмора, написанными с крайнею добросовестностью, понятными для всех и каждого; в кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы; газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу; повсюду, от аристократической гостиной и до коморки рыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленного жанриста. Популярности Федотова немало способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. По его поводу надо заметить, что Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии и что рисование и живопись перемежались у него беседой с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни».

Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь.

Но ряд художественных критиков в своих публикациях в прессе обвинили его в злонамеренном искажении действительности, в «сатирической насмешке над изображаемыми лицами». Цензура запретила печать литографий с его картин и их продажу, спрос на его работы среди коллекционеров и меценатов упал. Оставшиеся годы своей недолгой жизни художник отчаянно боролся с бедностью и проводил их в неустанном творческом труде.

Здоровье Павла Андреевича пошатнулось, в 1852 году он заболел душевной болезнью. Его коллега и друг художник Л. М. Жемчужников видел причины помутнения рассудка мастера в «борьбе с нуждой, постоянном напряжении и сознании полной невозможности выйти из этой борьбы».

14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов скончался в возрасте 37 лет под Петербургом в больнице для душевнобольных.

Поэзией и музыкой художник увлекался в течение всей своей недолгой жизни.

Причем, большую часть стихотворных сочинений написал в последние годы. Это – лирика, стихи для собственных романсов и песен, басни. Интересны его стихотворные «предисловия», «пояснения» к собственным картинам. Львиную долю его сочинений составляет социально-политическая сатира, которая, естественно, напечатана быть не могла. Даже не надеясь на публикацию своих стихов, П. А. Федотов адресовал их коллегам, друзьям, знакомым, которые переписывали их от руки и распространяли. Так, поэма «Поправка обстоятельств или Сватовство майора», ходившая по рукам в списках, получила в свое время достаточно большое распространение и была популярна. Первые публикации стихов художника появились уже после его смерти, но цензура сильно их ограничивала.

Плоды музыкального творчества П. А. Федотова сегодня практически неизвестны. Есть сведения, что он является автором довольно большого количества романсов и песен, почти всегда на собственные стихи, но до нас дошли только два романса – «Душенька» и «Кукушечка», написанные им в последние годы жизни.

Но даже в этих немногих нотных строчках ясно видна его яркая художественная индивидуальность, как автора музыки и стихов, отчетливо проявляется его очаровательный, тонкий, изысканный дар.

Vote up!

2

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

наверх