КИНО ЧЕРЕЗ СЛОВО

КИНО ЧЕРЕЗ СЛОВО

 

 

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.»

Альфред Хичкок

 

Великий режиссер был прав, сказав эти, известные всем кинематографистам, слова. Этой фразой он ответил и на вопрос, ставший одной из основных тем нашей конференции – соперники или союзники кинематограф и литература. Вполне очевидно, что соперниками они не будут никогда. Почему? Да, потому что сценарий, являясь литературным произведением, становится для будущего фильма основой, отправной точкой в работе над ним. И еще одна великая цитата уместна в данном случае - «В начале было Слово». Именно слово, как родник, дает жизнь реке-фильму и уже от многочисленных участников кинопроцесса зависит, превратиться эта река в мутный поток или понесет свои чистые воды вперед, через радующие глаз пейзажи. Но в начале - «Слово».

Когда возникла идея создания киноклуба на базе Воронежской областной универсальной библиотеки им. И.С. Никитина, встал вопрос - как он должен называться. Я никогда не любил длинных названий, потому что всегда считал, что в них теряется суть проекта. Два, три слова. Но лучше - одно. И с первых минут размышлений на эту тему, я утвердился в мысли, что слово это должно быть именно «СЛОВО». После первых же публикаций в СМИ о работе нашего киноклуба я стал получать диаметрально противоположные оценки его названию. Кто-то реагировал положительно, говоря: «Лаконично! Стильно!», но были и резко отрицательные отклики. Меня пытались убедить в том, что многие кинематографисты не поймут, не примут такого названия. Имя киноклуба, по их мнению, не отражает кинематографическую специфику. Говорили мне о том, что, дав такое название нашему объединению, я утверждаю главенствующую роль слова над изображением, хотя в кинематографе должно быть все наоборот. Я пытался объяснить свою позицию тем, что клуб существует на базе библиотеки, что литературная составляющая любого фильма имеет равное значение с изобразительным решением картины и т.д и т.д. Но все вставало на свои места в наших спорах, когда я приводил железный аргумент своего решения дать именно такое название киноклубу - «Слово» — это удачный художественный образ, который характеризует все составные части этого уникального, синтетического искусства - кинематограф. Изображение фильма создается из кадров, которые средствами монтажа складываются в монтажные фразы. Следуя этой логике, каждый отдельно взятый кадр есть слово. Именно этими словами, понятными во всем Мире, говорят со зрителями режиссеры и операторы. Слова-ноты, составляющие музыкальную фразу, являются составной частью языка, на котором говорят композиторы. И уж, само собой, герои картины, пусть даже и немой, используют слово как средство общения друг с другом и зрителем. Вот и получается - кругом одно слово. Разве требуется еще какое-либо подтверждение названию киноклуба?! Закрепить эффект от названия решили присвоением клубу имени известного нашего земляка Владимира Павловича Шуваева, в чьей судьбе тесно переплелись любовь к литературному творчеству и экранному искусству. Известный поэт, публицист, общественный и государственный деятель, он долгое время был сотрудником государственной телерадиовещательной компании с начала в качестве оператора, а потом и в качестве режиссера.

Есть в работе киноклуба еще одна очень важная функция кроме кинопоказов. Функция, которую тоже удачно характеризует название «Слово». Это общение после просмотра фильма. Общение зрителей и профессионалов кинопроизводства, кинематографистов с коллегами и зрителей со зрителями. Это непосредственное, живое общение, наверное, и есть главное в работе киноклубов. За сравнительно небольшой период существования нашего объединения, его творческая группа в состав которой входят: старший библиотекарь отдела читальных залов Ольга Алексеевна Полянская, кинорежиссер и киновед Владимир Александрович Межевитин, журналист и киновед Владимир Юрьевич Крапоткин, режиссер кино и телевидения Леонид Алексеевич Асташов и ваш покорный слуга, постаралась дать возможность зрителям пообщаться с многими видными деятелями отечественного экрана. Художник-мультипликатор, живописец, академик Международной педагогической академии, лауреат Государственной премии СССР Назарук Вячеслав Михайлович - мэтр отечественной мультипликации, создавший таких героев как Кот Леопольд, Крошка Енот, Мамонтенок, встречался с воронежскими зрителями на площадке нашего киноклуба в апреле 2016 года. Тогда был впервые в Воронеже показан документальный фильм о художнике «Меня зовут дедушка». Большая часть зала в тот день была занята детьми, которые очень долго не расходились после мероприятия, желая продлить общение с известной личностью и получить у него автограф. Просмотр документального фильма «Маршал Жуков. Страницы биографии», который состоялся в мае 2016г., закончился продолжительным и теплым общением зрителей с его режиссером заслуженным деятелем искусств России, профессором Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова Мариной Михайловной Бабак. Общение с мэтром отечественной документалистики состоялось в режиме интернетмоста. Когда Марина Михайловна появилась на экране, зал встал, приветствуя героя вечера овациями. А потом к микрофону выстроилась очередь из желающих задать ей вопрос или просто выразить признательность мастеру. Кинорежиссер отвечала на вопросы, заданные курсантами воронежских военных училищ, кадетами, рядовыми школьниками и конечно же ветеранами Великой Отечественной войны. Рассказывала о своем опыте работы в кино, о своих служебных и дружеских отношениях с Константином Михайловичем Симоновым, с которым их объединяет десятилетие общей работы на Центральной студии документального фильма СССР. Но больше всего интересовало зрителей то, как складывались отношения ее с героем картины - Георгием Константиновичем Жуковым, каким он был в жизни. Марина Михайловна с удовольствием ответила на все вопросы и опять гости вечера не спешили расходиться, пытаясь продлить это нужное всем общение. Еще одна такая встреча, но только уже с начинающим режиссером Еленой Отрепьевой состоялась после просмотра ее фильма «Ребалда» в ноябре 2016-го. Фильм разделил аудиторию во мнениях. Кого-то картина порадовала, кого-то огорчила. Но то, что она вызвала серьезные споры - главное. Значит фильм состоялся, значит встреча получилась наполненной смыслом. Еще одним ярким событие в жизни киноклуба «Слово» стала встреча с известным телевизионным журналистом Павлом Селиным, который нашел в своем плотном графике время для общения с воронежцами. Были показаны две части телевизионного фильма «Тайны Московского кремля», автором которого является Павел, а потом состоялся разговор о телевизионной документалистике как жанре отечественного экрана.

Кроме творческих встреч, в киноклубе постоянно демонстрируются фильмы, которые смело можно назвать эксклюзивным материалом. Такие показы - результат совместной работы творческой группы киноклуба с руководством Союза кинематографистов России, ассоциации документального кино СК РФ и гильдии неигрового кино и телевидения. Это картины, которые не в чести у коммерческих кинопрокатчиков, фестивальные авторские картины и конечно же современное документальное кино, единственной возможностью которых встретиться со своим зрителем, является киноклуб. И зритель рад этим встречам. Но особенно он рад возможности общения с такими же зрителями как он, которое не заменит переписка в социальных сетях. Люди стремятся к живому общению, которое подарит им удивительные эмоции, помогающие им жить. И они вновь и вновь готовы возвращаться к «Слову».

 

Художественный руководитель киноклуба «Слово»,

режиссер кино и телевидения,

лауреат национальной театрально-драматургической

премии им. В.С. Розова и

Международной премии им. С.А. Есенина

член Союза кинематографистов России

Паршиков Владимир Юрьевич

Еще на эту тему

Комментарии


Очень-очень согласна! С каждым словом. От кинопроизводства далека,но как зритель всегда примечала- когда фильм снят прочувствованно, а когда с попыткой приукрасить ,переделать-"улучшить"- эти "улучшенные" киновидения не могу смотреть с детства..Как не восхищаясь Словом можно снять экранизацию литературного произведения или биографический фильм? А если сценарий изначально написан как сценарий к фильму,то если был неживым, то таким и фильм будет..а уж когда съемка без чувств, то никакой самый лучший сценарий не спасет..И встречи-беседы со зрителем- это так душевно, так хочется этого живого общения в современном стремительном мире.. Есть же еще люди,которые на своих плечах и в своих сердцах несут и дарят нам такие живые, удивительные моменты, а наша жизнь и есть- сплетения этих моментов. Спасибо Вам, Владимир,за Ваш мир и деятельность! Быть добру!

наверх