ИОСИФО-ВОЛОЦКАЯ ОБИТЕЛЬ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Города и веси Опубликовано 05.12.2018 - 18:58 Автор: Редактор Портала ОСИЯННАЯ РУСЬ

Иосифо-Волоцкий монастырь – уникальная точка на карте Волоколамского района Московской области. Здесь есть чему подивиться не только паломникам, но и туристам, и любителям истории и даже кошек.

Основатель обители – преп. Иосиф, уроженец деревни Покровское, происходивший из семьи землевладельцев, которым и принадлежали эти угодья. Место для основания монастыря выбрано не случайно, а по указанию свыше: как-то раз ловчий Иосифа, будучи застигнутым сильным ураганом, пережидал его, схоронившись под большим кустом. Вышло солнце, и он покинул свое убежище – и тотчас в это место ударила молния. А поскольку огонь с небес во все времена воспринимался как указание свыше, то на этом месте решили заложить храм. Это и есть Успенский храм, освященный в 1696 году, расписанный выдающимся живописцем Дионисием, кистью которого украшались и стены соборов Московского кремля.

Великий нестяжатель

Уникальнейшая личность в мировой истории, преподобный Иосиф Волоцкий, оставил глубочайшую память далеко не только в монастырских летописях и учебниках истории. Преподобный Иосиф известен и среди людей, далеких от Православия, его ставят в пример как человека, полезного для общества, новатора и нестяжателя.

Известно, что в обители было полное отрицание всякого имущества, своего ничего ни у кого не было, только то, что было нужно для монашеского делания – молитвы и труда.  

Одновременно, поражал высокий уровень образованности братии и культуры. Если можно так выразиться, тут были аккумулированы несметные культурные сокровища – более тысячи рукописей (небывалая вещь по тем временам!). Это богатейшее собрание в середине 1800-х было передано в Московскую духовную академию.

Наконец, преподобный Иосиф известен как неустанный социальный работник. Он заботился о детях и престарелых (и кошках, но об этом ниже), не отпускал без помощи всех прибегающих к нему трудоспособных, помогая ссудами, рабочими инструментами, скотом, семенами – и советом. Преподобный Иосиф великолепно разбирался в агротехнике, в частности, в травополье (которое почему-то считается изобретением 1930-х годов).

В худые годы преподобный Иосиф, точь-в-точь как небезызвестный библейский патриарх, не просто кормил обитель, но и до семи сотен человек в день, да еще и контролировал цены на хлеб.

Кстати, о кошках

Кошек в обители ОЧЕНЬ много, минимум полсотни. И их поголовье неуклонно растет (страданиями посетителей, которые их подкидывают – прямо привозят авоськами и выкидывают у стен). Но братия не ропщет, особенно повар Алексий, который тут главный кото-радетель, лечит, кормит, воспитывает, строит домики. Ему одному, конечно, трудно. В соцсетях есть специальные группы, где можно сделать пожертвование на всю эту кото-братию, или же помочь натурой (кормами, наполнителем, ветпрепаратами и т.п.).  

Кошки очень хорошие, благодарные и фотогеничные.  

Впрочем, это еще ничего. Во времена преподобного Иосифа и позднее таким же макаром подбрасывали и детей, которых не могли прокормить их родители. И точно так же братия их, извините, собирала, кормила, выхаживала – на территории были сиротский приют, богадельня, больница, и, разумеется, ЦПШ (не церковно-приходская, а не центральная партийная школа, если кто не помнит). Да и во времена СССР преподобный Иосиф не оставлял сирот своим покровительством: с 1920 по 1981 гг. тут располагался детский дом. (А уж как современные воспитатели использовали кров св. Иосифа – дело другое).

Пушки, Пушкины, Скуратов и нелиняющий дуб

Сохранилась со времен преподобного Иосифа уникальнейшая постройка - Храм Богоявления с Трапезной палатой. На первом ярусе находилась кухня, оттуда на специальном лифте готовая снедь поставлялась на стол. Трапезничали раз в день, по вечерам. На столах стояли по два-три блюда, но съедать полагалось лишь одно, а после трапезы уже нельзя было не только употреблять что-то в пищу и пить, но и даже разговаривать.

Возле Трапезной гостей поджидает чудо-дерево – дуб, который не сбрасывает листву на зиму. Так и стоит до апреля, живой вызов законам природы.

 

У самых стен самой древней постройки монастыря стоят польские пушки – те самые, которые бросили поляки. Добротные пушки! Из них, как рассказывают местные дружелюбные аборигены, до 1917-го салютовали на большие праздники, что собирало многочисленную публику.

За Успенским собором находится сокровище для любителей некрополей и могил знаменитостей. Тут настоящий бомонд – Наталья Гончаровой и ее матушка, теща Александра Сергеевича Пушкина, Шереметьевы, волоцкие князья.

А вот для Малюты Скуратова и его достойных родственников, Скуратовых-Бельских, отведено место за пределами некрополя, но где конкретно - неясно. Есть мнение, что он упокоился у старого входа в Трапезную палату, как и положено, опричь от других. Великий душегуб попал сюда, если можно так выразиться, «по знакомству»: в обители подвизались его отец, инок Леонид (в миру Лукьян), брат, старец Илья, племянник, инок Григорий.

Согласно старому преданию, иноки противились погребению на территории обители известного злодея и убийцы святителя Филиппа, и потому его похоронили тайно, и точное место его могилы неизвестно (к слову, есть версия, что он вообще похоронен в другом месте в фамильном склепе в Антипьевской церкви в ул. Конюшенной, район Волхонки).  

Впрочем, именно Скуратову обитель обязана чтимым списком образа Божией Матери, которая была написана по заказу Малюты, и сразу по принесении в монастырь явила себя чудом. Этот особо чтимый образ («Волоколамская») в настоящее время находится в музее им. Андрея Рублева.

В самой обители еще множество интересностей, требующих внимания и фотоснимков – единственный в мире Музей Библии, остатки колокольни, взорванной в 1941-м, башни крепостных стен, особенно одна из них, Воскресенская, выстоявшая после того, как в ней взорвались хранящиеся там боеприпасы, выпечка и монастырский хлеб… так что если есть свободные выходные, имеет смысл уйти ненадолго в монастырь. Это в любом случае будет полезно и познавательно.

Vote up!

2

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

Комментарии


Очень хорошая статья. Но вот насчет роли Малюты Скуратова в гибели митрополита Филиппа - я бы не стал тиражировать антирусскую мифологию. Следует помнить, во-первых, что, как бы ни старались клеветники Грозного и всей России представить дело простым "увольнением" митрополита с последующей казнью по приказу Иоанна, все было доказательно не так. "Лета 7076 (1568) … на Москве, месяца ноября в 4 день, Филиппа митрополита из святительского сана свергоша" не царь, а Освященный Собор, на котором пуще всех обличал митрополита новгородский архиепископ Пимен с многими другими иерархами. Как выяснилось позже -ложно. Одна из самых позорных страниц в истории РПЦ. Во-вторых, Царь Иоанн Васильевич не отдавал распоряжения об убийстве Филиппа, об этом не говорит ни один русский источник XVI в. Именно поэтому Русская Православная Церковь уже четыре столетия прославляет митрополита Филиппа как Святителя, а не как священномученика! А известное в наши дни Житие свт. Филиппа (с обвинением Скуратова в убийстве бывшего митрополита) было написано в Соловецком монастыре в конце XVI в. ... со слов заговорщиков против него - пристава Кобылина (в монашестве - старец Симеон) и нескольких монахов из тех 9, что лжесвидетельствовали на том самом Соборе 1568 г. Их всех, в том числе и Пимена потом настигла царская опала. В общем, в следующем году должна выйти моя драматическая поэма о борьбе Иоанна Грозного за Русь, там все будет подробно изложено, не пропустите!

Прошу прощения, воспроизводится только одна из версий, по каким причинам усыпальница Скуратовых-Бельских находится на отшибе. Но при случае укажем на недопустимость экскурсоводам обители))))

Спасибо за чуткость!)
наверх