БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТАНЦЫ

Русь плясовая Опубликовано 23.11.2018 - 23:24 Автор: Редактор Портала ОСИЯННАЯ РУСЬ

Спустя еще один месяц они перестали сосать лапу, а через полгода в Глупове, после многих лет безмолвия, состоялся первый хоровод…
М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»

…а вот когда самый первый на Руси хоровод – дело темное и доподлинно неизвестное. Скорее всего, это была составная часть поклонения Яриле. Но попозже это стало, по определению, данному Владимиром Далем, просто

собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями.

Казалось бы, просто. Да не просто.

Стало быть, выходили обоего пола молодцы и молодицы и начинали плясать песни, заводить прибаутки и, вообще, хороводиться. 
В эпицентре событий присутствовала девица – балетмейстер, как бы мы сейчас сказали, она же 

коноводница, зачинщица, затейщица, выдумщица,

или аналог мужеска полу. В любом случае их задачей было заводить песни и генерировать идеи для новых танцевальных «картин».
Вообще, хороводы различают двух видов. Один – орнаментальный, - напоминает то ли резьбу по дереву, то ли плетение кружев. Ходи себе, вычерчивай вместе со всем хороводом узоры. Тут как раз незаменима была заводила, обладавшая дарованиями режиссера-постановщика, надо же было не только увлечь в хоровод, но и превратить хаотическое кружение в художественные фигуры. Чтобы это увидеть и выстроить, нужен недюжинный талант.
А были хороводы игровые, на которых были свои сюжеты, герои, линии. Можно было вытанцевать что-то попроще – «бояре, а мы к вам пришли!», - а можно было устроить настоящую социальную сатиру на жестокого приказчика, сластолюбивого барина и т.п. Целый мюзикл на торжке.
Это, так сказать, культурный аспект. В быту же хоровод на ярмарочной площади был для крестьянок аналогом светского раута для рафинированной барышни. Поговаривали, что, мол, если девка в хоровод просится, стало бы, замуж пора. А что? 12-13 лет – самый хороводный возраст. Главное, старшую сначала отправить, не принято было младших выдавать замуж раньше.  
Парни тоже своего не упускали. Вопреки мудрой поговорке «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», приглядывали далеко не всегда самую рукастую. А вот плывущие утицами, вышагивающие павами и заливающиеся соловушками очень скоро по хороводам переставали ходить, меняя кокошники на платки. 
В некоторых весях даже без драматургии, по рисунку танца «читается» сюжет сватовства. Например, в танцах на Красную горку в Коми-Пермяцких землях парни и девицы шли чинно и раздельно, девицы «случайно» роняют платки, парни поднимают и т.п. 
Ну, а чем далее на юг, тем больше хоровод напоминает свистопляску. Кровь и климат пожарче, стало быть, тут и прихлопы, и притопы и песни с перчиком. Тем более что вечера тут не в пример теплее, чем на чинном Севере, и народу собирается куда больше.   
И до Крещения Руси, и после водить хороводы абы когда не полагалось. Даже известный с детства «ручеек» - это разновидность хоровода на времена снеготаяния. А после Крещения Руси хороводы не возбранялись, если только не во время поста и не вместо работы. Вот после Пасхи и до Красной горки – вообще не вопрос, на Троицу – с березовыми ветками и хореографическими хитросплетениями, от Успения до дня Покрова, - а там уже холод и посиделки по домам. 
 

Vote up!

3

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

Комментарии


Интереснейшая статья, спасибо редакторам.
наверх