История 8 марта

Накануне Международного женского дня мы хотим напомнить нашим читательницам и читателям об истинных истоках праздника 8 марта, который не всегда был днём букетов и конфет.

История борьбы женщин против мужчин, вернее, мужских порядков, восходят к античности – еще в Древней Греции воспетая Аристофаном Лисистрата ради прекращения войны между Спартой и Афинами организовала первую в мире женскую забастовку – именно женскую, сводящуюся к отказу в интиме до наступления мира.

С тех пор сексуальные методы стали уступать место политическим: во время Французской революции парижские женщины, выступавшие за «свободу, равенство и братство», организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права. Так началась Великая Французская революция, так же начиналась русская почти полтора века спустя.

Но системная борьба женщин за свои права берет отсчет 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату.

Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд в разы меньше мужчин. Причем незадолго до того мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. Поднятие этих же вопросов женщинами был вопрос времени.

 

 

Этот день оказался для собравшихся женщин отнюдь не праздничным – полиция, невзирая на пол демонстрантов, применила обычную силу и рассеяла протестующих.

Но женщин было уже не остановить – движение за права женщин продолжилось и в конце концов привело к созданию в 1903 году объединенной женской лиги профсоюзов. В день его образования в Нью-Йорке и во многих городах сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Новый профсоюз набирал силу, забастовка шла за забастовкой, и уже 8 марта 1908 года 15000 женщин прошли шествием в Нью-Йорке, требуя уменьшения рабочего дня, повышения заработной платы, права голоса, а также положить конец детскому труду. На этом шествии впервые появился лозунг «Хлеба и роз», всем известный ныне, где хлеб символизировал экономические требования, а розы – повышение уровня жизни.

 

 

После этого социалистическая партия Америки провозгласила национальный женский день, предложив праздновать его в последнее воскресенье февраля. Таким образом, впервые женский день отмечался 28 февраля 1909 года в США.

В 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании дня работающих женщин 8 марта, в честь упомянутого в начале нашей статьи первого массового митинга женщин за свои права. Данное предложение получило единодушное одобрение от делегаток конференции – 100 женщин из 17 стран.

 

Клара Цеткин(слева) и Роза Люксембург(справа)

на Международной конференции женщин-социалисток.

Копенгаген,1910 г.

 

В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона человек приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России — 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, в Германии — 12 марта.

В России женский день впервые отмечали в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации «…научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысячи человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

 

 

Несмотря на отдельные исключения, женское движение в России не приветствовалось. Митинги запрещались, женские клубы закрывались. Однако, еще в 1908 году состоялся «Всероссийский женский съезд равноправок». Женские организации Петербурга и других городов послали на съезд 30 работниц. На съезде они обсуждали, что освобождение работницы — дело рук самих рабочих и работниц и только они освободят работницу и крестьянку от рабства.

В следующем, 1914 году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста. Впервые женский день отмечался 8 марта в международном масштабе: в Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, Швейцарии и снова в России.

Однако в России все прошло не совсем хорошо. К проведению Дня работницы в 1914 году (так в это время назывался женский день) готовились все женские клубы, но разрешение на доклад было получено только на зал Федоровой (Петроградская сторона). Сюда собрались сотни работниц. После первого докладчика околоточный поднялся на трибуну и закрыл собрание. На вопрос работниц, почему закрыли собрание околоточный ответил: «Если мужчина выступает — пустяки, а если баба ввязалась в политику — погибель». Доказательства правоты пристава не заставили себя долго ждать – в последнее воскресенье февраля – 23-го числа по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю 1917 года женщины России вышли на улицы с лозунгами «Хлеба и мира». Всего в демонстрации приняло участие более 100 тысяч человек. Фактически это 8 марта стало началом Февральской революции – через 4 дня император Николай II отрекся от престола, а новое «временное правительство» гарантировало женщинам избирательное право.

 

 

Неудивительно что женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. Официально в те годы его называли не иначе как «День работницы», подчеркивая таким образом его социальный признак: никакой это был не «женский» день, а день заботы о работающих женщинах. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин, а работницы брали на себя различного рода повышенные обязательства, устраивали соцсоревнования и в свою очередь отчитывались перед государством по их итогам.

Но постепенно женский день в СССР все же потерял свою политическую окраску. Уже в конце 30-х годов правительство задумалось о росте рождаемости. Были сначала сделаны платными, а затем и вовсе запрещены аборты. СМИ стали пропагандировать культ семьи, а праздник постепенно стал праздником жен и мам и наконец приобрел свое постоянное название «женский день».

В 1965 году статус праздника изменился, президиум Верховного Совета принял решение сделать праздник официальным выходным днем. Это произошло одновременно с введением выходного дня 9 мая, эти дополнительные два выходных должны были успокоить волнения среди рабочего класса и символизировать приближение коммунизма, наступление которого пообещали уже в 1980-м году!

 

***

С 1975 года ООН, в рамках международного года женщины, предоставила празднику статус международного и предложила своим членам 8 марта или в любой другой день проводить Международный женский день. На тот момент этот день праздновался исключительно в социалистических странах, после же рекомендации ООН число празднующих стран стало расти.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации и большинства стран СНГ. А вот в Туркменбаши запретили праздник, в Латвии и Украине с ним до сих борются, считая наследием «советского оккупационного режима», в Эстонии по этой же причине и вовсе исключили из числа нерабочих дней.

 

Сейчас международный женский день отмечается в следующих странах мира: в Армении, Азербайджане, Анголе, Грузии, Казахстане, Камбодже, Киргизии, Китае (сокращенный рабочий день только для женщин), КНДР, Молдавии, Монголии, Сербии и Черногории, Украине, Белоруссии, Литве, Румынии, Италии, Эритрее, Болгарии, Польше и Абхазии как Международный женский день; в Узбекистане и Таджикистане как День матери.

Vote up!
Vote down!

Баллы: 2

You voted ‘up’

Еще на эту тему

Комментарии


Какие-то эти Цеткин и Люксембург зажатые, мягко говоря. Зажмаканные точнее.
наверх